Витраж как плафон светильникаНа фото: светильник, встроенный в подвесной потолок. В качестве плафона использован комбинированный витраж (материал: полимеры)

Для производства витража из стекла и псевдовитража используется широкий ассортимент лакокрасочной продукции, строительных, отделочных и монтажных материалов, а также различных установочных изделий (то есть такой продукции, которая изначально готова к применению или установке: ею могут быть светильники и иные осветительные приборы, электроприборы, используемые для правильной организации подсветки и освещения, плафоны и отражатели, декоративные элементы витража и прочее).

Стекло для витража и фьюзинга

На главной странице сайта мы уже начинали говорить на тему строительных и отделочных материалов, использующихся в нашем производстве. Но прежде всего, для изготовления витража применяются разнообразные сорта стекла — как обычного силикатного (оконного или витринного), так и специального отделочного, обладающего рядом особенных свойств (тонированного, рефлекторного, узорчатого и т.п.). Заметим, что узорчатое стекло нередко называют рельефным.

Кроме того, в производстве витража используется высококачественное художественное стекло, иначе именуемое витражным.

Обратите внимание: для изготовления фьюзинга применяются специальные сорта стекла, разработанные именно для высокотемпературной термообработки. И если из сырья для фьюзинга вполне возможно создавать витражи по технологии классического и тиффани, то ни в коем случае не следует поступать наоборот — дело здесь в технологических особенностях исходных материалов (изделие, выполненное по методике спекания стекла из «случайного» материала, с весьма большой долей вероятности будет склонно к саморазрушению).

Обратите внимание: для строительства домов, как правило, витражное художественное стекло ни в каком виде не применяется — это обходится слишком дорого. Вместо него используют производные обычного силикатного стекла (цветной триплекс с псевдовитражом и пескоструйной обработкой / гравировкой и т.п.), с последующим декорированием, например, готовыми элементами фьюзинга на клею.

Возьмите себе на заметку, что при решении каких-либо вопросов по организации освещения или подсветки, изготовление плафонов для остекления ламп накаливания следует выполнять именно по технологии тиффани. Изделия псевдовитража с применением пластика и плёнок для этих целей нежелательны (это относится к любым электроприборам, работающим с высоким нагревом).

Строительные и отделочные материалы для витражей
Строительные и отделочные материалы, применяемые в производстве витража и псевдовитража, образуют несколько своеобразную группу промышленной продукции. В общем случае, они используются для строительства домов и отделки помещений (здесь следует очень длинный перечень сырья и материалов); в нашем производстве находят применение именно те из них, которые необходимы для создания собственно витражных композиций, изготовления опорных, поддерживающих и соединительных конструкций, организации подсветки и освещения, отделки и декорирования стен, полов и потолков и т.д.

Для наглядности, давайте рассмотрим вот такой пример: на фото в начале страницы вы видите фрагмент псевдовитража, установленный на потолке, используемый в качестве источника освещения. Кроме установочных изделий (светильники, электроприборы, детали электропроводки) здесь использованы следующие строительные и отделочные материалы: акриловый листовой пластик, цветные самоклеющиеся плёнки, оцинкованные и алюминиевые профили, декоративные элементы из полимеров и некоторые другие (клеи, краски и лаки).

Разумеется, при монтаже готового предмета — а его размер не так уж и мал, в длину он превышает три метра — образовались сколы и дефекты. Для выполнения работ по отделке помещения (заделки швов и выравнивания стены и потолка) использовались сухие строительные смеси.

Таким образом, следует явно, чётко и недвусмысленно подразделять работы по собственно изготовлению витража (псевдовитража) и его монтажу (установке).

Кроме того, достаточно часто существует необходимость проведения электромонтажных работ, которые призваны обеспечить грамотные освещение и подсветку витражного изделия (питание светильников и иных электроприборов, например, электропривода в динамических в раздвижных межкомнатных дверях и перегородках).

Лакокрасочная продукция и клеи для витража

Ассортимент лакокрасочной продукции (клеев, лаков и красок) в производстве витража, в отличие от используемых строительных и отделочных материалов, весьма и весьма ограничен. Здесь следует делать очень чёткое разделение готовых изделий (а особенно — псевдовитражей), ориентируясь на именно их конечное предназначение: в каких условиях будет эксплуатироваться продукция? Для оформления интерьеров, то есть для отделки внутри отапливаемых закрытых помещений (кроме саун, бань и т.п.) или в ландшафтном дизайне?

Этот вопрос имеет принципиальное значение, поскольку очень многие клеи, лаки и краски, сами по себе прекрасно выдерживающие значительные колебания температур и показателей влажности, для использования с художественным стеклом (витражом или псевдовитражом) ни в коем случае не годятся.

Вообще, стекло (в том числе, естественно, и его производные: зеркало, триплекс и пр.) является очень своеобразным строительным и отделочным материалом. В частности, адгезия к его поверхности у подавляющего большинства современной лакокрасочной продукции очень мала; кроме того, физические показатели температурного расширения собственно самого стекла и всех других материалов (пластмасс, металлов и даже других сортов стекла) весьма существенно различаются. Как следствие, происходит разрушение клеевого / адгезионного слоя… со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому для производства витража, псевдовитража, цветной пескоструйной обработки и росписи по стеклу разработаны и обязательно должны использоваться специальные краски, лаки и клеи, а также строительные и отделочные материалы (плёнки, листовые пластмассовые / пластиковые панели и плиты, профили и т.д.).

Склейка в производстве витража. Клеи

Особую группу в лакокрасочной продукции для художественного стекла составляют клеи, используемые для соединения склейкой отдельных элементов в единое целое. Как уже говорилось чуть выше, адгезия к стеклу у подавляющего большинства традиционных клеевых субстанций оставляет желать лучшего; поэтому для работы по производству витража применяются специальные продукты, разработанные именно как связующее вещество в парах «стекло-стекло», «стекло-металл» и т.п.

Основа для этого клея может быть любой (например, эпоксиды или акрилаты), но в целом такие субстанции характеризуются анаэробной полимеризацией (то есть в безвоздушной среде) под воздействием ультрафиолетового облучения, иначе — УФО-технология склейки.

Обратите внимание: такие клеевые соединения могут использоваться только для отделки помещений, т.е. в дизайне интерьеров. Для ландшафтного благоустройства они непригодны — по тем же самым причинам, что уже были указаны выше.

Классический, фьюзинг и тиффани витражи изготавливаются без применения клея, однако эта технология незаменима для сборки конструкций, позволяющих использовать перегородчатые витражи в евроокнах (пластиковых или металлопластиковых окнах со стеклопакетами). Заметим, что такая методика сложна, трудоёмка и — как следствие — весьма недёшева; однако эффект от подобного остекления равных себе не имеет.

В отношении светильников, вообще осветительных приборов всякого рода, а также различных электроприборов и иного оборудования, применяемого для освещения и подсветки изделий из художественного стекла, следует руководствоваться теми же самыми принципами: разделение объектов на используемые в строительстве домов, ландшафтном дизайне и для отделки помещений (интерьера).