Витраж: проект

Слева: проектирование витража, как последовательность ключевых шагов в разработке рабочего эскиза, пригодного к реализации.
Справа: готовое изделие (комбинированный псевдовитраж)

Процесс проектирования витража (псевдовитража) не столько интересен, сколько трудоёмок, так как требует от автора исключительной точности и аккуратности — ведь при создании отдельных фрагментов витража тиффани или фьюзинга, малейшие погрешности в эскизе могут привести к непоправимым ошибкам. Разработка проекта не является непосредственным изготовлением изделия, это чисто творческий труд, как раз и определяющий последовательность дальнейшего производства. Для того, чтобы неискушённый человек мог по достоинству оценить всю ответственность и важность описываемых мероприятий, рекомендуем представить себе последствия ошибок в проектировании: если квадратный метр художественного стекла для витража «фьюзинг» имеет стоимость в триста долларов, во сколько обойдётся неправильно вырезанный комплект деталей для комбинированной многоцветной композиции?..

В нашей мастерской есть набор исходных изображений (декора, рисунков, фотографий и проч.), а также сделанных по ним дизайнерских эскизов; помимо этого, необходимо учитывать точные размеры готового витража. Если планируется также и монтаж, то в документации и договоре оговариваются все аспекты установки (место, время и так далее; этот нюанс актуален в тех случаях, когда работы проводятся в общественных помещениях типа отеля, бара или ресторана). В проекте учитываются используемые в дизайне интерьера цветовая гамма и общий стиль, дабы впоследствии избежать возможных спорных вопросов (иногда случается так, что заказчик настаивает на применении несовместимых творческих решений; чтобы такого не происходило, прислушивайтесь к рекомендациям опытных мастеров).

Витраж с пескоструйной гравировкой. ПроектНа фото: проектирование витража. Слева — эскиз-шаблон для декора дверного полотна; справа — готовое изделие (зеркало, пескоструйная гравировка)

Разработку проекта обычно проводят, что называется, «на одном дыхании» — после начала работы над эскизами, автор не отвлекается ни на какие сторонние мероприятия. Как правило, для одной композиции вполне достаточно одного точного шаблона (если размер витража не превышает габаритов печи для фьюзинга или монтажного стола, а самое главное, монтаж планируется в одной плоскости). Если же изделие задумано объёмным, то общее количество шаблонов равно числу плоскостей; таким образом, их может быть и десять, и пятьдесят, а для сложных многоуровневых композиций даже более.

Вообще, разработкой проекта витража занимаются именно профессиональные художники, обязательно имеющие хороший опыт в сборке изделий из художественного стекла. Требование к опытности необходимо потому, что иначе новичок либо допустит множество ошибок (а чем это чревато, мы уже говорили), либо ему придётся всё тысячу раз объяснять… так что практические навыки безусловно нужны, ведь знание технологий следует закреплять не чем-либо, но только личным опытом.

Несколько меньшей требовательностью отличаются разработки проектов для создания псевдовитража, хотя и для них в проектировании найдутся оригинальные и весьма своеобразные «камни преткновения». Другие типы художественного стекла (роспись), а также методики механической его обработки (пескоструйная гравировка) выполняются также по эскизам, но таковые, в свою очередь, создаются с помощью совершенно особых приёмов.

Напоследок отметим, что комплексное производство витражей в Череповце и Вологодской области в полном объёме, по всем технологиям, делаем только мы — от разработки эстетически совершенного проекта до сборки готовых изделий, практически любой степени сложности.