Витраж. Потолочный светильникВИТРАЖ (vitrum — стекло /лат./) – декоративная композиция, выполненная из обладающих оптической прозрачностью материалов (например, из стекла) и с помощью определённой технологии собранных в единое целое. Готовое витражное изделие может представлять собой плоский лист (например, для использования вместо традиционного стандартного остекления окон), объёмную форму (в частности, полусферу – плафон для светильника) или сложную многоуровневую конструкцию (для реализации специальных дизайнерских решений). Используется для декорирования дизайна интерьера и экстерьера, ландшафтного благоустройства, в производстве мебели, отделке помещений и т.д.

Некоторые из современных методик, широко и весьма успешно применяемых в производстве декоративных композиций, имеют с классическим витражом очень мало общего. Тем не менее, и художественные пескоструйные гравировки, и фьюзинг, и псевдовитражи объединяет одна, очень немаловажная особенность: все эти технологии подразумевают работу с материалами, имеющими некоторую оптическую прозрачность. Именно по данной причине, очень часто любые декорирующие изделия из стекла, или его аналогов, называют просто «витраж».

Технологии производства витража

Собственно о технологии изготовления витража разговор пойдёт чуть позднее, а сейчас мы начнём с того, что объяснимся по поводу некоторых не слишком очевидных несообразностей. Видите ли, среди всех работ по оформлению и благоустройству ландшафтного дизайна и интерьера, есть несколько совершенно особых видов мероприятий — скажем, таких, как отделка помещений сложных / экзотических форм, либо декоративное оформление мебели и прочие, им подобные. Ничего удивительного в таких методиках нет, и отличаются они исключительно специфическими дизайнерскими приёмами.

Технологии витража не слишком сложны, но весьма трудоёмки (в том случае, если речь идёт об изготовлении изделий из натурального художественного стекла). Такие композиции называют эпитетами «настоящие», «натуральные», а в среде профессионалов порою проскакивают и сленговые словечки вроде «тяжёлые». Мы полагаем, посетитель уже догадывается, откуда ведёт своё происхождение такой жаргонный термин?.. Совершенно верно: технология производства витража из настоящего стекла тяжела в обоих смыслах — и прямом (вследствие трудоёмкости), и в переносном (готовое изделие обладает немалым весом, тем более в так называемых «перегородчатых» методиках). Давайте сразу же сделаем необходимое пояснение: упомянутым полуофициальным термином («перегородчатые») обозначаются такие сборки, отдельные фрагменты (детали) которых скреплены специальным металлическим или полимерным профилем (см. «Материалы»). Отметим, что для выполнения любой работы с художественным стеклом, в первую очередь необходимо провести тщательное планирование будущих мероприятий; этот процесс носит имя «разработка проекта».

Однако, для правильного понимания технологий витража (ими определяется внешний вид готового изделия), необходимо различать собственно витраж (композицию, собранную из отдельных элементов, каждый из которых имеет определённый цветовой оттенок), и так называемые «псевдовитражи» — имитации, выполненные высокотехнологичными способами с помощью ламинирования, аппликации и т.д. Имейте в виду, что изобретательные умники предлагают производителям художественного стекла уйму самых различных установочных изделий, предназначенных для наиболее правдоподобных подделок и имитаций «тяжёлых» технологий производства витража; в частности, промышленностью выпускаются даже металлизированные полимерные профили (в том числе, и самоклеющиеся) для имитации перегородок.

Тем не менее, спор между изделиями из натурального сырья и их имитациями, несмотря на массу достоинств псевдовитража (в первую очередь, дешевизну исходных материалов и высокую рациональность методик изготовления), пока не в пользу последних, поскольку по эффектности психологического воздействия и эффективности влияния на весь дизайн интерьера, даже самые высококачественные поделки из полимеров всё же нельзя сравнивать со своим прообразом — классическим витражом: эстетический уровень последнего неизмеримо выше…

Способы соединения элементов витража (т.наз. «технологии изготовления») принципиально различны. Отдельные детали могут быть связаны рамой, пайкой (см. «Тиффани»), склейкой (см. строительные и отделочные материалы), спеканием (см. «Фьюзинг») и т.д.; в производстве может быть использовано различное сырьё (дерево, металл, краски, полимеры и пр.); в конечном итоге, результатом производства является законченное, готовое к установке полноразмерное изделие.