Римская мозаика в интерьере

Римская мозаика: актуальный тренд в современном дизайне

  1. Характеристика
  2. Сюжеты и разнообразие
  3. Стилистический эффект
  4. Сфера применения
  5. Преимущества
    • Классика
    • Надежность
    • Уход
    • Локальный ремонт
  6. Приемы выполнения
  7. Материалы

Многие направления дизайна прошлых веков возвращаются в наше время и обретают второе дыхание. Профессионалы из сферы оформления отмечают, что древнеримская мозаика обрела стремительно возрастающую популярность. Соединение небольших частиц создает уникальную и выразительную композицию. Это стильное украшение для ванной комнаты, кухни или гостиной. Прием использовать в тематических кафе, отелях и магазинах.

Характеристика

Много столетий назад мозаика являлась важной составляющей искусства древнего Рима. Этот элемент интерьера считается визитной карточной этической стилистики. Военная тематика, важные исторические события, мотивы светской и общественной жизни, орнаменты – это многое другое отражалось в композициях из мелких разноцветных частиц.

Картины из мозаики-фрески украшали стены и полы дворцов, государственных зданий. Эффектные композиции могли себе позволить зажиточные горожане. Учитывая популярность дизайнерского приема, фирмы-производители разработали множество коллекций плитки с римским узором.

Сюжеты и разнообразие

Тематикой мозаики могут быть растительные орнаменты, классические натюрморты, птицы и животные, пейзажи, бытовые сюжеты и многое другое. Не зависимо от изображения качественный декор выглядит выразительно и привлекательно. Изображения представителей фауны и флоры являются классическими и замечательно вписываются жилые и общественные помещения. Раньше особо популярной была мозаика с изображением античных богов и мифологических сюжетов.

В настоящее время такие композиции используют в декоре. Это элегантное дополнение античных стилистических направлений. Современные покупатели имеют возможность воспользоваться услугой на заказ. Мастера создадут уникальное полотно в выбранной тематике заказчика. Размеры композиции зависят от пожеланий клиента. Однако имеются определенные рекомендации: чем крупнее комната, тем больше может быть декоративное полотно.

Стилистический эффект

В качестве фона выступают крупные элементы в светлой цветовой гамме. Он может быть классическим. Нередко материал имитирует однородный камень. Узоры и фигуры создают из частиц мозаики различных размеров. В зависимости от типа изображения используют дополнительные элементы для оформления контура. Посредством частиц разного размера удается создать оригинальное изображение.

Данный элемент декора может стать привлекательным акцентом. Расположите мозаику на крупной стене или полу: она не останется без внимания. Композиция придает декору элементов нарядности. Чтобы прочие декоративные элементы не отвлекали, рекомендуется оформить мозаику на открытой стене без картин и прочих предметов. Желательно сочетать мозаику с однотонным и однородным покрытием. Если вы планируете украсить пол в просторной комнате, разместите мозаику по центру.

Сфера применения

За счет современных технологий и инновационных материалов появилась возможность использовать данный стилистический прием в различных помещениях и их локациях.

Профессиональные декораторы составили перечень комнат, где римская мозаика будет смотреться гармонично и эффектно, это:

  • кухня;
  • столовая;
  • ванная;
  • гостиная;
  • сауна или парная;
  • фасад здания (внешняя отделка).

При помощи мозаики можно выразительно и стильно оформить такие зоны и элементы, как:

  • камины;
  • ступени лестниц;
  • чаши бассейнов.

Торговые марки, занимающимся производством данной продукции, нередко получают заказы на изготовление коллекций и композиций для декорирования каминных залов, просторных гостиных с высоким потолком. Профессиональные дизайнеры продолжают экспериментировать с цветами и формами, создавая уникальные и оригинальные полотна.

Преимущества

Специалисты из сферы декорирования составили перечень достоинств использования данного тренда в современных интерьерах.

Долговечность

Фрески, созданные мастерами еще в далекие времена, сохранились до нашего времени. Современные изделия могут похвастаться долговечностью и практичностью. После укладки украшение сохранит красоту на протяжении многих десятилетий. Это лучший выбор отделки для тех, кто не любит часто менять декорирование, тратить на эту работу время и деньги.

Классика

Рисская мозаика сохранила свою актуальность на протяжении нескольких сотен лет и дошла до нашего времени. Такой декор является модным, стильным и классическим. Не зависимо от модных тенденций и изменений в сфере декора мозаика в актиническом стиле будет уместна и актуальна.

Надежность

Материалы, используемые для изготовления частиц мозаики, могут похвастаться износостойкостью, практичностью, устойчивостью к механическим нагрузкам и повреждениям. Качественная плитка сохраняет форму и фактуру достаточно долго. Она не трескается и не лопается.

Ухаживать за композицией из мозаики легко. За счет прочной текстуры материала, плотности пыль и загрязнения остаются на поверхности. Обычной влажной уборки будет вполне достаточно, чтобы очистить поверхность.

Локальный ремонт

В случае повреждения одного из элементов композиции его можно заменить новым, не демонтируя целое полотно. Такая возможность значительно сократит затраты на ремонт.

Приемы выполнения

С помощью разных техник мастера укладывают настенные и напольные рисунки в древнеримской тематике.

  • Opus tessellatum. Это крупная и фактурная мозаика. Размеры частиц обычно составляют более 4 мм. Такой прием часто используют для декорирования мозаикой общественных заведений и крупных комнат.
  • Opus vermiculatum. Более деликатный и аккуратный вариант. Каждый элемент составляет менее 4 мм. Тэта техника подходит для дательных изображений.
  • Opus sectile. Данную технику называют флорентийской. Специалисты используют частички различных размеров для создания выразительных композиций. Мастера сочетают частички стекла, грубый и необработанный камень. Камень помещают в центр композиции, обрамляя его более мелкими частицами из других материалов.
  • Opus regulatum. Техника создания лаконичных рисунков, которые складывают из геометрических фигур. Частички равны между собой по размеру и форме.

Материалы

В процессе изготовления мозаики в римской тематике раньше использовали разнообразные материалы, среди которых востребованным сырьем был оникс, а также мрамор, туф. Иногда применяли морские камешки. Натуральный камень обладает особым изыском и привлекательностью. Насыщенный природный цвет понравится каждому. Иногда мастера использовали гальку, называя прием с ее использованием варварским.

В настоящее время в процессе производства современные компании используют специальные керамические составы. Такой материал обладает замечательными эксплуатационными характеристиками, он устойчив, практичен и износостоек. Частицы не боятся воды, горячего воздуха и перепада температуры. За счет специальных технологий оттенок плитки и нанесенный рисунок очаровывают четкими линиями и яркими красками.

Как наколоть мрамор для создания римской мозаики, смотрите ниже.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Ссылки

Музыка

Видео

Фотоальбом

Цитатник

Ключевые образы Московской Руси *** Произведения современников и представления потомков — от.

ЦВЕТОЧНЫЕ КЛУМБЫ В КУНЬМИНЕ. В эти дни город Куньмин /административный центр провинции Юньнань.

Про «усатые чашки» В жизни современного человека чашка является повседневным атрибутом бы.

Звездная крепость Неф-Бризах . Франция. Неф-Бризах (фр. Neuf-B.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

История и различные техники римской мозаики

Римская мозаика — художественное искусство, появившееся в Древнем Риме, являющееся смесью культуры Греции и Византии. Первоначально это были рисунки на стенах, дорожках и полах, потолках, сделанные при помощи гальки. Потом мозаичные картинки складывали из стекол. Со временем совершенствовалась обработка камней и стекол, изображения становились все четче и разборчивее. Таким образом в древнеримском государстве украшали дворцы и дома богатых людей, делали портреты людей, рисовали охоту, войну и другие картины.

Читайте также  Мозаика в туалете: примеры эффектной отделки

Искусство мозаики на стенах зданий из камней римляне почерпнули у греков, практикующих этот метод украшения зданий со второго века до н. э. Расцвет этого направления пришелся на период успешных военных походов Юлия Цезаря и Октавиана Августа, когда империя богатела за счет сбора контрибуций. В древнеримское государство призывали из Греции мастеров для работы и обучения подмастерьев. Таким образом государство на Аппенинском полуострове получило наследие культуры мозаики от Эллады.

Сначала рисунки были очень примитивными и состояли из геометрических фигур и линий. Ремесло мозаики постепенно совершенствовалось, и мастера научились изображать на настенных картинах с помощью камней людей и животных. Усложнялась техника мощения — рисунки становились все более сложными, менялись и совершенствовались материалы: на них изображались охота, театральные и военные действия.

Работы, выполненные в более сложных техниках, таких, как опус сектиле, были доступны состоятельным людям, в чьих домах подобным образом украшались стены, полы, потолки.

Мозаичные рисунки применялись не только для украшения жилищ, но и для предупреждений — надписей, например, о том, что в доме живет собака и охраняет его. Слова «Cave canem», означающие «Берегитесь собаки» сопровождались картинкой на дорожке к дому.

Известна выполненная в технике мозаики картина с изображением Александра Македонского и царя Дария третьего «Битва при Иссе». Она сохранилась в Помпеях в доме Фавна.

В III веке нашей эры в Римской империи разразился экономический кризис. Как ни странно, в это время искусство мозаичного рисунка получило наиболее мощное развитие, так как богатые и могущественные люди стремились скрыть наступление дефолта от простых людей. Внешний блеск римских дворцов патрициев скрывал неблагополучие экономики великой империи от плебеев.

Техника и изображения

Сначала римская мозаика складывалась из цельной гальки. Такая техника получила название «варварская». Усовершенствование обработки камней позволило использовать для изображения вырезанные ровные фрагменты камней, за счет чего картины становились все более четкими.

Известно четыре техники выполнения настенных и напольных рисунков древнеримской мозаики из обработанных камней:

  1. Opus tessellatum. Размер фрагментов более 4 мм. Крупная мозаика.
  2. Opus vermiculatum. Размер элементов картины менее 4 мм. Римская мозаика получалась более детальной и четкой.
  3. Opus sectile или Флорентийская. При данной технике используются фрагменты различного размера: как цельные камни, так и обработанные. Как правило, необработанный элемент помещали в центре, обрамляя его мелкими камнями или стеклами.
  4. Opus regulatum. Равные между собой элементы складывались в рисунок правильной геометрической формы наподобие шахматной доски.

По сравнению с цельнокаменным мощением техника opus tessellatum оставляла менее широкие швы между своими элементами. Промежутки между камнями закрашивались краской в тон фрагментам. Также использовали цветное стекло — смальту, произведенную из кремниевой кислоты и кобальта.

При технике Opus vermiculatum швы между колотыми камнями (тессерами) также подкрашивались. Картины становятся более четкими за счет уменьшения размера составляющих элементов. В такой технике сделаны сицилийские «Охотничья сцена» и «Голуби на чаше», «Обитатели морских глубин», «Всадник на тигре», «Завтрак женщины» в Помпеях.

Римская мозаика в стиле опус сектиле — более молодая техника, появившаяся благодаря стремлению сэкономить материал, создавая из камня пластины. «Плитками» и выкладывали нужное изображение. Этот метод требовал больших материальных затрат в силу своей технической сложности обработки камней. Римские мозаики в стиле опус сектиле украшали дома очень богатых господ.

Техника опус регулатум создавала геометрически правильные рисунки и использовалась для мощения дорог.

Кроме гальки, использовались также полудрагоценные камни, мрамор, известняк, щебень, стекло (смальта). Последнее вследствие дешевизны и эффектности стало наиболее распространенным материалом для выполнения изображений. Стекло использовалось при создании потолочных, настенных и напольных мозаичных картин. Эти произведения украшали храмы богов и дворцы патрициев.

Смальта изготовлялась из кобальта и кремниевой кислоты, ей придавались оттенки. Это разноцветное стекло словно светилось изнутри. Изготовление смальты обходилось дешево. А внешний вид мог имитировать драгоценные и полудрагоценные камни.

Заключение

Мозаика в древнем Риме положила начало развитию керамики, но при этом осталась самостоятельным искусством, переданным потомкам. В настоящее время такой способ украшения (особенно опус сектиле) используется при отделке храмов, интерьеров квартир. Сейчас применяются более современные материалы: клей, краски.

Рубрики: Ремёсла мира

Метки: мозаика

Процитировано 2 раз
Понравилось: 40 пользователям

Римская мозаика в интерьере

В наше время мозаика с римскими картинами в интерьере начинает переживать этап возрождения. Кусочки камня, в форме плиточных изделий, тщательно подогнанные друг под друга, образуют уникальное и неподражаемое полотно.

В свое время мозаика играла роль неотъемлемой части древнеримского искусства, без которой даже сейчас его трудно представить. Это как визитная карточка стиля. Даже сегодня узоры, из которых состояли мозаичное полы из различных пород камня, смальты, стекла, керамики отыскивают археологи при раскопках. Во времена расцвета Римской империи мозаику использовали в качестве основного украшения полов и стен в дворцах, общественных зданиях, частных домах.

Сюжеты плиток с мозаикой в римском стиле

Цветочные орнаменты, птицы, животные, пейзажи и натюрморты – все это сюжеты изображений для плитки «римская мозаика». В любом из стилей выполнения (а выпускается мозаика не только в форме плиточных изделий, но и в виде медальонов, ротонд, ковров, картин), она прекрасна. Декор, созданный с использованием мозаики в римском стиле, придает интерьеру нотку нарядности и праздничности.

В фоновых элементах преобладают светлые и крупные рисунки, фон формируется из плиток, имитирующих однотонный камень с хаотичной укладкой. Наносятся рисунки и фигуры на полотно более мелкого размера. В отдельных темах встречаются и более крупные изображения — для контурного стиля оформления.

Разнообразие сюжетов римской мозаики плитки напольной «Сокол» варьируется в рамках от простых орнаментов до многофигурных композиций. Рельефное полотно картины отличается сложной пространственной ориентацией. Из мелких плиток можно сформировать целые сцены, скомбинированные из виноградных листьев как обрамляющих элементов, животных и мифологических персонажей, древнеримских божеств, любовных историй, морских путешествий, картин охоты и театральных постановок.

Здесь выбор сюжета напрямую зависит от пожеланий заказчика или функционального назначения помещения, и, кроме готовых моделей из каталога, может составляться индивидуально.

Разнообразие цветов зависит от предпочтений заказчика или фантазии мастера. Так, мозаики, создаваемые для больших дворцов или сводчатых залов, отличаются масштабностью и разнообразием цветовой гаммы, а плитка-мозаика для небольшого помещения или отдельные римские панно выглядят более органично и сдержано.

Область применения мозаики

Осовремененные технологии в сочетании с секретами античных умельцев позволяют использовать мозаику практически везде, где только заказчик может пожелать.

Мозаика годится для применения как во внутреннем оформлении: в гостиной, столовой, ванной или кухне, так и во внешнем оформлении фасадов элитных особняков. Бассейны, камины, лестничные ступени, колонны, карнизы и столешницы с римской мозаикой сегодня снова пользуются популярностью.

Чаще всего компании-производители мозаичной продукции получают заказы на производство плиточных изделий для отделки больших залов и каминных комнат с высокими потолками. Наиболее эффектно выглядят полы, выложенные мозаикой. Таким приемом пользовались в свое время еще римские аристократы. Сегодня дизайнеры экспериментируют, выстилая не весь пол, а его отдельные части, которые выступают в качестве яркого декоративного элемента интерьера.

Читайте также  Виды плиточного клея для мозаики: как выбрать?

Не менее интересно выглядят настенные панно. Такие элементы задают тон всему помещению, подчеркивают стиль, при этом будучи прочным настенным покрытием, не боящимся времени и не тускнеющим.

Интересно выглядит выложенный плиткой потолок с определенной тематикой, при оформлении фризов или многоярусных элементов потолочной конструкции. Важно, что мозаичная плитка не лопается, не дает трещин и не требует особого ухода за покрытием.

Материалы для мозаики в интерьере

Для создания римской мозаики используют различные материалы. Это мрамор и природные камни: туф, оникс, реже галька и мелкие морские камешки. Природные материалы позволяют легко передать красоту цвета. Камень обладает высокими прочностными характеристиками, устойчивостью к влаге и воде. Такой материал легко найти и приобрести.

Сегодня плиточные изделия с римской мозаикой, фото которых мы предлагаем в статье, изготавливаются из специального керамического состава, отличающегося прочностью и долговечностью. Специальная технология нанесения изображения позволяет качественно передать рисунок и создать неповторимую текстуру плиток с мозаикой.

Особенности мозаики в римском стиле

Напольные и настенные сюжеты мозаик использовались для украшения помещения и выполняли две главные задачи: украшение интерьера и обеспечение его функциональности.

Характеризуя римскую мозаику, хочется отметить, что присущие ей богатство и роскошь гармонично переплетаются с нотками легкости в композиции. По сравнению с монументальными образами мозаик византийского происхождения данному покрытию присущи обыденность и в то же время нарядно-декоративный эффект, придающий ей праздничность.

Полы, выложенные из современного плиточного покрытия, оформленного в стиле мозаики, ничем не поступаются древним рисункам, наоборот, смотрятся еще интереснее. Сегодня плитка-мозаика позволяет более точно передать красоту тысячелетних мотивов, придав им новый осовремененный вид.

Современная мозаика

Отголоски тысячелетних традиций, торжеств и обрядов, переданных в мозаике, удачно отражены в линейке плиточной продукции завода «Сокол». Здесь вы можете подобрать изделия с тематическими изображениями под ванную комнату, кухонный фартук или холл.

Мозаику «Сокол» активно используют для облицовки бассейнов и фонтанов, так как среди технических характеристик такого изделия имеется и водостойкость.

Коллекционный ряд включает три линейки оттенков: синий, бежевый и голубой. Римскую мозаику даже сегодня используют не только для облицовки стен, но и для создания прочного напольного покрытия.

Цена отделочных материалов

В сравнении с ценами на заграничную плитку-мозаику, продукция отечественного производителя находится на среднем уровне, а на мировом рынке занимает промежуточное положение между дешевыми и изделиями средней стоимости.

Как видите, популярность мозаики с течением лет не уменьшилась. В разные эпохи она занимала важное положение в архитектуре и дизайне интерьера. Как вы заметили, сегодня все старое и забытое постепенно возвращается в моду, так же и римская мозаика.

Техники римской мозаики

Opus barbaricum. Галечная мозаика

Первоначально мозаику выкладывали галькой. Подбирались камушки разного цвета, чтобы рисунок был достаточно ярким и разноцветным. В основном это были несложные декоративные узоры, простые геометрические фигуры, орнамент. Со временем края камушков стали обтесываться — они приобретали более правильную геометрическую форму, что позволяло выкладывать более совершенные и сложные изображения. Эта наиболее примитивная техника пришла в Рим и Южную Европу с Ближнего Востока и получила название opus barbaricum (opus – способ, техника работ, барбарикум — варварский, то есть пришедший от «варваров», которым римляне называли жителей многих других стран).

Opus tesselatum (опус тесселатум)

Параллельно с этой техникой позднее стала развиваться (и со временем вытеснять) другая – opus tesselatum. Для мозаики стали использоваться тессеры — специально наколотые мелкие кусочки камня с ровной плоской поверхностью. Это позволяло выполнять более сложные рисунки, кроме того, кусочки подгонялись так, что швы и зазоры между ними были минимальны.

Данная техника дошла и до наших времен — сегодня ее используют в основном для создания фона мозаичных панно. Кусочки выкладываются практически ровно в ряд вертикально или горизонтально, напоминая кирпичную кладку. Наряду с колотым камнем часто продолжали применять и гальку, но в большинстве случаев края камушков уже обрабатывали — обтачивали для придания им более правильной геометрической формы. Кроме того, уже к этому времени римляне стали изготавливать цветную смальту, что значительно обогащало изображения.

Мозаичные фрагменты для использования этой техники сравнительно крупные — более 4 мм.

Opus regulatum (опус регулатум)

Наряду с предыдущей техникой использовалась (как применяется и ныне) другая — opus regulatum. Уже само слово regulatum многое объясняет: фрагменты мозаики здесь равны по размерам, имеют правильную геометрическую форму и выкладывались ровно и прямо, напоминая клетки шахматной доски.

Кусочки также достаточно крупные, как правило — более 4 мм.

Opus vermiculatum (опус вермикулатум)

Эта техника — гораздо более совершенная, сложная и трудоемкая. Для создания мозаики применяются фрагменты очень маленького размера, правильной геометрической формы. Это смальта или мелкие кусочки цветных поделочных камней. В этой технике тессеры выкладывают многорядными (2, 3 и более рядов) плавными, изгибающимися линиями. Рисунки становятся более динамичными, совершенными и реалистичными, именно с opus vermiculatum стали создавать портреты императоров, изображения богов, сцены из жизни и античной истории.

Такие мозаики украшали дома состоятельных римлян. Однако в силу трудоемкости техники размер панно был достаточно небольшим. Но есть несколько исключений, и одно из них — самая знаменитая античная мозаика «Битва Александра Македонского с персидским царем Дарием», длина которой превышает 5, а ширина — 2 метра.

Размеры элементов такой мозаики — менее 4 мм.

Оpus sectile (опус сектиле)

Данная техника отличается тем, что перед выкладыванием камни предварительно тщательно обрабатывались до нужной формы для идеальной подгонки друг к другу. При этом и сама форма, и их размеры были разными — центральные фрагменты могли быть достаточно крупными. Часто использовались очень дорогие и редкие декоративные камни, поэтому в целях экономии материала они разрезались на пластины (плитки).

Именно такие мозаики украшали самые величественные храмы и дворцы в Древнем Риме, а также виллы самых богатых жителей города. Нередко, с некоторой долей условности и различий, такую мозаику также называют флорентийской.

Opus musivicum (опус музивикум)

Этот способ выполнения мозаики напоминает опус вермикулатум — фрагменты также выкладываются непрямыми, плавными линиями, но эти линии располагаются как бы веерообразно и радиально, хотя и нестрогими кругами, а плавно и с волнообразными изгибами. Техника применяется в основном для создания фона панно.

Opus palladinium (опус палладиниум)

Техника позволяет создавать дорожки неправильной формы, асимметричные фигуры, резкие изгибы, произвольно меняющие направление линии. Она особенно популярна при создании современных, часто абстрактных образов — резких, динамичных, возникающих из как бы хаотично сформированных элементов.

Все перечисленные термины широко используются и сегодня, а сами техники — применялись и применяются при создании мозаичных панно в соборах в Византии, в Средневековой Европе, в современных храмах. И, помимо этого — в современном монументальном искусстве: при оформлении интерьеров и фасадов зданий, отделке метро и т. д.

Читайте также  Испанская мозаика: плюсы и минусы

Мозаика Древнего Рима. Жанры

В Древнем Риме мозаику повсеместно использовали для украшения интерьеров общественных зданий и частных домов.Спрос на нее был очень высок, поэтому качество могло быть разным.

Мозаику делали из натурального камня.

. или смальты – цветного стекла.

В отличие от Древнего Египта, Междуречья и др. древних цивилизаций, в Древнем Риме, как и в Древней Греции, использовали объемно-пространственный принцип изображения.

В древнеримской живописи, и мозаике в том числе, используются практически все жанры.
Самыми популярными были мифологический и бытовой жанры.


Одиссей. Мозаика из Дома Одиссея и Диониса в Дугге. III в.


Океан. Музей Антакьи

Музей Бардо, Тунис


Похищение Европы, Аквилея

Сцены повседневного быта (бытовой жанр) встречаются как в чистом виде, так и в мифологических композициях.

Философы. Мозаика из Неаполитанского археологического музея. Эту мозаику можно отнести как к бытовому жанру, так и к групповому портрету.


Актеры уличного театра

Спортсменки. Вилла дель-Касале, Сицилия


Охота. Вилла дель-Касале, Сицилия


Фрагмент. Здесь можно увидеть прекрасный фрагмент пейзажа

Нильский пейзаж из Палестрины. Здесь бытовой жанр переплетен с пейзажем


А здесь пейзаж дополнен анималистическими персонажами. Палаццо Массимо, Рим

Исторический жанр встречается гораздо реже, но зато какое качество!

Битва при Иссе. Помпеи. Самая знаменитая римская мозаика.


Портрет Александра Македонского

Портреты часто выступают в виде аллегорий, напимер времен года. В таком варианте они несколько идеализированы.

Мозаика из Британского музея.

Встречаются портреты и очень индивидуальные и выразительные.


Археологический музей Неаполя


Археоогический музей Антальи

Натюрморт — один из популярнейших жанров.

Особенно любимы дары моря.

II век. Музей Ватикана.

Птиц и животных римские художники изображали очень часто.
Они всегда узнаваемы и очень выразительны.

Мозаика из Неаполитанского археологического музея.


Большой дворец, Константинополь

Мозаичные картины (а они, как правило, расположены на полу) часто были окружены широкой орнаментальной рамой.

Нередки были и собственно орнаментальные мозаики. Разнообразие орнаментов поражает.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: