Как выбрать разбавитель для красок?

Разбавитель для масляных красок: зачем нужен и как использовать

Как много начинающих художников задается этим вопросом. Ведь, казалось бы, нормальная краска должна уже иметь хорошую консистенцию. Что там еще разбавлять? Давайте разбираться вместе!

  1. Зачем нужен разбавитель для масляной живописи
  2. Виды разбавителей
  3. Разбавитель №4 (пинен)
  4. Тройник
  5. Льняное масло
  6. Скипидар
  7. Уайт-спирит
  8. Как использовать разбавитель

Зачем нужен разбавитель для масляной живописи

Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся, что же все-таки такое разбавитель для масляных красок, и чем он отличается от растворителя.

Растворителем называют жидкость, которая растворяет некоторые связующие вещества в краске, придавая ей нужную консистенцию.

Разбавитель же, разбавляет краску, снижая вязкость материала, чтобы можно было пользоваться краской без проблем.

Так же его используют для того, чтобы очищать кисти, палитру и другие инструменты для живописи от краски. Но, так как сами по себе разбавители достаточно дорогие, особенно тройник, чистить кисти можно и более дешевыми способами.

Другими словами, обычный разбавитель действительно изменяет консистенцию краски, ее вяжущие свойства, но не меняет ее структуру. После высыхания краска остается прежней. Разбавитель просто помогает распределить краску по холсту.

Для чего же тогда нужен растворитель?

Растворитель же (отсюда и название) растворяет маслянистые вещества в краске, из-за чего после высыхания красочный слой может отличаться от того, какой вы ожидали сначала.

В мире живописи разбавителей существует огромное множество, но есть самые основными, которые используют большинство художников. Давайте остановимся на каждом подробнее.

Виды разбавителей

Начинающим художникам я советую приобрести три основных разбавителя для живописи – это льняное масло, тройник и пинен.

Разбавитель №4 (пинен)

Пинен или разбавитель №4 – один из самых универсальных разбавителей. Этот разбавитель подходит для тонких слоев масляной живописи. Хорошо разбавляет краски и лаки, со временем почти не желтеет. Этот разбавитель также быстро и хорошо сохнет, имеет прозрачный цвет.

Из минусов пинена можно назвать его запах, который весьма специфический и не самый приятный. Поэтому, если вы чувствительны к запахам, лучше использовать другой разбавитель для масляных красок.

Тройник

Далее по популярности и по качеству своих свойств идет разбавитель тройник. Этот разбавитель для масляной живописи состоит из трех компонентов – даммарного лака, льняного масла и скипидара. Тройник можно купить уже как в готовом виде, так и сделать самим – смешав все компоненты в нужных вам пропорциях.

Стоит отметить, что тройник имеет свойства сразу всех этих трех компонентов: он защищает картину как лак, улучшает свойства красок, так как в его составе есть льняное масло, и, конечно же, имеет такой же специфический запах, как и скипидар.

Тройник – это очень универсальное средство в живописи. Но даже несмотря на то, что в его составе уже есть лак, картину после тройника я бы все-таки рекомендовала дополнительно покрыть лаком. Тройник создает мягкие, плавные растяжки и переходы цвета. Это хороший разбавитель для масляных красок еще и потому, что при нанесении тройник придает блеск, яркость и насыщенность картине.

А вот без запаха опять не обойтись. Тройник, так же, как и пинен, обладает довольно специфическим запахом. Сам по себе пахучий скипидар – довольно сильный разбавитель, плюс льняное масло, которое тоже имеет свой запах, и третий компонент – художественный лак, который так же имеет какой-то запах.

Поэтому, из-за такой гремучей смеси кому-то этот разбавитель может показаться неподходящим, даже не смотря на все его свойства и качества при работе с ним.

Стоит отметить и еще один существенный минус тройника – его цену. Это самый дорогой разбавитель, который можно выделить среди других разбавителей для масляных красок. Если скипидар и льняное масло, это самые дешевые разбавители в масляной живописи, то тройник самый дорогой.

В любом случае, чтобы вы ни выбрали, тройник или пинен, оба эти разбавителя отлично подходят для масляной живописи.

Еще больше вы можете узнать на моем теоретическом мастер-классе, запись на который БЕСПЛАТНА. На нем мы не будем рисовать, зато очень подробно обсудим все, что касается работы маслом! А после мастер-класса я подарю вам бесплатный урок по написанию картины “Звездное небо”, чтобы вы могли сразу же опробовать полученные знания

Льняное масло

Для всех, у кого нет своей мастерской, или возможности писать картины в студии, из-за чего им приходится работать дома, я рекомендую выбрать в качестве разбавителя для красок льняное масло.

Льняное масло это природный, натуральный продукт, который не имеет такого резкого и специфического запаха, как предыдущие разбавители для масляных красок. Это не значит, что масло совсем не пахнет, просто при использовании вы и ваши близкие не будете ощущать дискомфорт, и вам не придется постоянно проветривать комнаты и держать настежь все окна и двери в доме.

Этот разбавитель, помимо яркости, так же дает хорошее сцепление всех слоев краски. Но есть и небольшой минус – картины, покрытые льняным маслом, сохнут дольше, чем обычно.

Скипидар

Следующий разбавитель, о котором я хотела бы упомянуть – это скипидар. Не самый лучший разбавитель для масляной живописи. У скипидара достаточно много минусов, особенно, если использовать его в чистом виде.

Самый основной недостаток скипидара, это, пожалуй, его запах. Такой резкий и сильный, что вам, однозначно, придется работать в маске. Также скипидар легко превращает вашу картину в жухлую, быстро сушит краски и меняет их насыщенный цвет, с яркого до блеклого и невыразительного.

Уайт-спирит

Уайт-спирит, еще один разбавитель для масляных красок, который вы можете использовать, стоит достаточно недорого. В отличие от скипидара, картина с уайт-спиритом, сохнет немного дольше. Запах так же не сильно отличается. Хочу отметить, что оба этих разбавителя лучше не использовать в чистом виде, а смешивать с другими компонентами.

Подробнее обо всех этих разбавителях, а также инструкция КАК СМЕШАТЬ СВОЙ ТРОЙНИК смотрите в моем видео:

Как использовать разбавитель

Чтобы начать работать с разбавителем, вам понадобятся:

  1. Емкость для разбавителя
  2. Кисти
  3. Краски на палитре

Наливаем небольшое количество разбавителя в специальную емкость и мягкой кисточкой аккуратно добавляем, вмешивая разбавитель в краску. Стоит отметить, что разбавитель довольно быстро испаряется, поэтому и работать с ним нужно более энергично.

Где найти хороший разбавитель по выгодной цене? Я предлагаю вам приобрести товар тех фирм, которыми пользуюсь я сама уже несколько лет! Все товары можно заказать в моем онлайн-магазине инвентаря для рисования!

Разбавитель для масляных красок. Какой выбрать?

Разбавитель для масляной краски играет одну из важнейших функций в живописи. Вы наверняка видели в художественных магазинах много видов разбавителей и задавались вопросом какой из них лучше? Разбавители существуют разные и обладают разными функциями и свойствами. Ваш выбор целиком зависит от того, что и в какой манере вы будете рисовать. Нужно ли вам, чтобы краска сохла быстрее или дольше, должен ли красочный слой блестеть или быть матовым, важен ли для вас насыщенный цвет или вы хотите добиться приглушенного звучания картины?

Немного теории

Собственно веществ, разбавляющих масляные краски, существует несколько: скипидар, уайт-спирит, пинен, лак, масло. Кстати ими можно не только разбавлять краски, а также чистить и отмывать кисти и палитры после рисования.

Разбавители уайт-спирит, пинен и скипидар в чистом виде способны к весьма быстрому испарению, а, следовательно, быстрому высыханию. Вместе с тем они не дают такого блеска и насыщенности краскам после высыхания, как масло или лак. Также стоит отметить, что после них в картине могут появиться пожухлости и матовость.

Еще один разбавитель для красок – масло. Причем это один из старейших разбавителей, применяемых в живописи. Самым распространённым маслом является льняное рафинированное отбеленное. Оно относительно быстро сохнет и отличается прозрачностью. Кроме льняного существуют и другие масла: подсолнечное, ореховое, хлопковое, маковое. Если писать на чистом масле, то красочный слой будет сохнуть от 3 до 6 дней, однако полное отвердение масляной пленки происходит лишь спустя год.

Лак для живописных работ — это не что иное, как смола, разбавленная в растворителе (обычно в пинене). Структура краски после высыхания будет более крепкой если использовать лак, а не масло или уайт-спирит. Лак также придает краске насыщенности и блеска. По назначению все лаки делятся на две категории: живописные и покрывные. Первые используются как добавка для красок, вторые – для покрытия масляной живописи в целях её защиты и придания дополнительной сочности цвета и блеска.

Художественные разбавители, лаки, масла. Какие они бывают и где применяются

Разбавители, масла и лаки могут продаваться не только в чистом виде, но и в смеси. Последние, в виду своего удобства и универсальности, пользуются большим спросом, особенно у начинающих художников. Например, разбавитель «тройник» (иногда еще его называют разбавителем № 3). Он состоит из разбавителя, художественного лака и растительного масла. Ингредиенты перемешивается в разных пропорциях, благодаря чему «тройник» дает краскам насыщенность и легкий блеск, и в то же время сохнет не очень долго. Однако есть у тройника и один недостаток. Масло иногда может вызвать сморщивание красочного слоя, поэтому, некоторые художники прибегают к маленькой хитрости. Вместо «тройника» отдельно покупают два компонента (лак и разбавитель) и пользуются полученной смесью.

Читайте также  Отделка стены кухни ламинатом

На прилавках магазинов также можно встретить и разбавитель № 1. В его состав входят живичный скипидар (продукт переработки сосновой смолы) и уайт-спирит (продукт переработки нефти). Он применяется для разбавления красок при создании имприматуры или текстурных паст. Им также можно мыть кисти и палитру.

Разбавитель № 2 — это чистый уайт-спирит. Назначение его синонимично предыдущему разбавителю. Годится для разведения масляных красок, очистки поверхности холста, кистей и палитры от масляной краски. Вместе с тем он не подойдет для разбавления лаков, поскольку имеет низкую растворяющую способность. При взаимодействии с разбавителем № 1 и разбавителем № 2 красочный слой со временем тускнеет. А если добавить Разбавитель № 2 в масляную краску сверх нормы, то это может сделать красочный слой непрочным, что приведет к его разрушению и осыпанию.

Один из любимых разбавителей в арсенале художников – это №4 (пинен). Своему названию он обязан сосне (Pinus — по латыни сосна). Пинен делают путем очистки живичного скипидара от осмолившихся веществ. В отличие от скипидара, пинен мало окисляется, а потому не склонен к пожелтению и осмолению. При этом он обладает высокой растворяющей способностью, его можно использовать для разбавления и красок, и лаков. Испаряется пинен даже быстрее чем разбавитель №2. т.е. красочный слой сохнет довольно быстро. К недостаткам пинена относят снижение блеска и насыщенности красок.

Разбавитель масляный – еще один популярный разбавитель у многих художников. Он представляет собой смесь отбеленного рафинированного льняного масла, уайт-спирита и сиккатива (ускоритель высыхания). Используя его можно существенно уменьшить время высыхания красок, но при этом не бояться появления пожухлостей или осыпания красочного слоя. Добавление масляного разбавителя в краски делает их более прозрачными и менее насыщенными. Это свойство можно использовать при создании плавных цветовых переходов в картине.

Мастера прошлого зачастую писали свои картины, разбавляя краски лишь растительным маслом. Этот разбавитель остается востребованным и по сей день. Обычно это льняное масло, при этом оно должно быть рафинированное и отбеленное, поэтому покупать его следует в специализированных художественных магазинах, а не в пищевых супермаркетах. При добавлении льняного масла в краску увеличивается время высыхания красочной пленки, что позволяет в течение нескольких часов работать «по-сырому». Также льняное масло используется при работе лессировками (прозрачные и полупрозрачные слои). Цвет становится более насыщенным, а поверхность красочного слоя — глянцевой, блестящей. Есть у масла и недостатки: всегда есть риск появления пожухлостей и пожелтения.

А вот следующий разбавитель в последнее время в чистом виде используется редко. Речь о живичном скипидаре. Это полностью натуральный продукт, получаемый из смолы соснового дерева. К сожалению, он сильно подвержен осмолению и пожелтению, поэтому использовать его следует осторожно, а хранить лишь в герметичной таре в темном месте.

Следующее, что вы можете увидеть на прилавках художественных магазинов это лаки. В частности, даммарный лак. Он полностью натурален и представляет собой раствор смолы даммара в пинене. Используется даммарный лак как для разбавления масляных красок, так и для покрытия законченных работ. Он также может успешно заменять собой ретушный лак, если вы будете протирать им промежуточные слои при послойной живописи. Несмотря на универсальность использования, даммарный лак имеет ряд минусов. При длительном хранении он может мутнеть, а картина покрытая слоем такого лака со временем немного темнеет и желтеет.

А вот пихтовый лак не подойдет для покрытия картины, он применяется исключительно для разбавления красок или для усиления сцепления красочных слоев при многослойной живописи. Готовится из раствора пихтовой смолы в пинене или скипидаре. Одно из главных достоинств пихтового лака заключается в предотвращении сморщивания и потускнения краски. Он также способен придать красочному слою насыщенность и чистоту цвета.

Отдельную линейку лаков представляют собой покрывные. Они используются, главным образом, для покрытия живописи защитным лаковым слоем. Фисташковый лак – светлый защитный лак. Он отличается прозрачностью и эластичностью покрытия, и, в отличие от даммарного лака, не мутнеет со временем.

Однако наиболее эффективным и распространенным на сегодня является акрил-стирольный лак. Он состоит из синтетической акриловой смолы и растворителей. Его пленка бесцветна и эластична, она не меняет цвет и не желтеет со временем. Также акрил-стирольный лак обладает хорошими водостойкими качествами, а в соотношении цена-качество ему трудно найти равных.

Есть еще и ретушный лак. Сфера его применения — растворения красочного слоя при многослойной живописи. Ретушный лак слегка растворяет верхний слой краски, усиливая тем самым сцепление нового слоя, и предотвращая возможное образование пожухлостей.

Резюме

Так что же купить в художественном магазине? Подумайте, что вы собираетесь в ближайшее время рисовать, в какой манере и за сколько сеансов.

Если вы планируете написать картину быстро (многослойно, но не алла прима), то можно использовать чистый разбавитель (пинен, живичный скипидар, уайт-спирит). Он очень быстро высыхает на холсте и тем самым ускоряет высыхание краски. Если разбавлять масляные краски растительным маслом, то картина наоборот будет сохнуть долго (несколько суток). Тройник (а иногда просто смесь разбавителя и масла) позволяет получить нечто среднее: скорость высыхания красочного слоя 2-3 суток, не теряется насыщенность цвета, плюс минимизированы риски возникновения пожухлостей, осыпания краски или пожелтения.

Лаки делают красочный слой более защищенным и более насыщенным по цвету, а также быстро загустевающим и глянцевым. Эта его особенность используется в подмалевке и письме лессировками. Красочный слой быстрее сохнет, цвета сохраняют насыщенность, а сам полупрозрачный слой краски более плотный и блестящий. Для лессировок также подойдет и растительное масло. А вот, если вы пишете пастозно, то лак и масло будут не уместны в вашей работе. Фактурные мазки с блестящей поверхностью будут смотреться плохо. Когда необходимо придать живописи матовость, то, наоборот, нужно писать на чистом разбавителе. Красочный слой станет матовым и более мягким по цвету. Можно писать и вовсе без лаков, разбавителей и масла, используя одни лишь чистые краски. Обычно художники поступают так, когда хотят создать картину с плотной рельефной фактурой. Не используются разбавители и при живописи мастихином.

Отмечу, что в нашей арт-студии вы можете приобрести полный набор художественных материалов, необходимых для создания картины. В набор входит: разбавитель, 3 кисти, набор красок и холст размером 40х50см.

2 Comments

Скажите, если для подмалевка использовать пинен а потом писать мастихином, масло будет жухнуть?

Можно для подмалевка использовать и тройник, и пинен. Главное дать подмалевку как следует высохнуть. Тогда ничего не пожухнет

Какие растворители использовать для разных видов красок

Окрашивание требуется для разнообразных поверхностей, и к нему прибегают довольно часто, но чтобы краска ложилась красиво и распределялась равномерно, она должна быть правильной консистенции. Если краска оказалась излишне густой, то необходимо разбавление состава. Важно верно подобрать, чем разбавить краску, чтобы не потерять ее свойства и получить качественный результат. О том, как разводить краску пойдет речь далее.

Особенности

Прежде, чем разбавлять краску необходимо точно понимать, какой состав может использоваться. Каждый тип красящего средства имеет свои особенности, и в зависимости от включенных в состав элементов, может не сочетаться с рядом средств для разведения.

Неправильный выбор, чем растворить краску, может привести к ее порче. Если входящие вещества будут несочетаемые, то может произойти химическая реакция, которая ухудшит ее свойства.

Можно растворять лакокрасочный материал универсальными средствами. При их использовании источается резкий запах, нужно соблюдать правила безопасности, чтобы не получить проблемы со здоровьем.

Растворитель и разбавитель: в чем разница

Есть разница между растворителем для нитрокрасок и других красок и разбавителем. Два вещества по-разному влияют на краску, и вносят разные коррективы в ее свойства. Прежде, чем разбавить густую краску, требуется разобраться и в данном вопросе.

Растворитель может растворить эмалевые частички, после растворяющие вещества улетучиваются, и происходит ослабление материала. Разбавители же именно разбавляют краску, и после их использование на поверхности появляется ровная пленка.

Стандартно же применяются смеси из растворяющих веществ, и они в названиях нумеруются. Например, в растворители Р4 включен толуол и ацетон.

Краски на основе воды можно растворять тоже водой. Но важно не добавлять в состав слишком много жидкости, чтобы краска не стала слишком водяной, и качество сцепления, вязкости и укрывистости не пострадало.

Виды растворителей

Разделение средств, чем разбавляют эмаль краску, происходит по скорости их испарения после введения. При этом параметр учитывает стандартные условия. Так есть следующие типы:

  • Труднолетучие;
  • Среднелетучие;
  • Легколетучие.

В продаже присутствует большое количество растворяющих составов. Многие из них не теряют популярность много лет: бензин, ксилол, ацетон, уайт-спирит и другие.

Читайте также  Полиуретановый лак: особенности и сфера применения

Виды покрытий

Как говорилось ранее, подбор разбавителя должен осуществляться, исходя из особенностей краски, которая используется. По этой причине ниже будут рассмотрены свойства популярных видов.

Водно-дисперсионные

Первая группа, это водно-дисперсионные средства для покраски. Здесь представлено несколько красящих составов с разной основой. Чтобы понять, чем разбавить водно-дисперсионные краски, следует изучить все виды:

    Акриловые отличаются созданием красивого слоя, в основе вода, но после ее испарения на поверхности остается пленочное покрытие с хорошими эксплуатационными свойствами. Удалить пятно краски пока оно не просохло можно просто влажной губкой, промывать инструменты после работы тоже легко, опустив их в мыльную теплую воду. Разбавление может производиться бензином, ксилолом, керосином и вайт-спиритом. Выбор делают, ориентируясь на материал основания;

Масляно-алкидные

О том, как разбавить масляные краски задаются вопросом не только строители, но и художники. Ведь масляный тип красок широко используется для написания картин. Она выделяется доступной стоимостью, и свежие мазки можно стереть со стены просто ветошью, пропитанной специальным типом растворителей.

К подобным средствам относится вайт-спирит, скипидар, керосин, бензин, но очищенного вида. Также справятся с задачей бутанол и нашатырка. Застарелые слои сложно снимаются, тогда можно попробовать растворить слой средствами категории Р с номерами 647 или 651.

Краски на основе алкидной смолы тоже дают прочный результат. Чтобы снять остатки краски, потребуется использовать средства, ориентируясь на тип. Для вариантов ГФ вида подходят скипидар и вайт-спирит. Для ПФ можно попробовать применить воздействие ксилолом, сольвентом, бензином, либо номерными типами растворителей.

В сложных случаях прибегают к использованию специализированных смывочных составов, но важно при работе действовать осторожно, чтобы не удалить вместе с окрашенной частью грунт и шпаклевочный слой.

Нитроэмали

Понять, чем разбавить нитрокраску, важно, ведь она часто используется для покраски металла, который требует частой покраски, чтобы создать защитный слой от ржавчины. Из перечня, чем разбавить нитроэмали можно отдельно выделить растворители с номерами от 645 до 650, с пропуском номера 648. Они применяются, чтобы разбавить состав, который загустел, служат обезжиривателем основания. Для смывки следов можно использовать варианты с простыми или сложными эфирами в составе.

Эпоксидные материалы

В домашних условиях снятие эпоксидных составов затруднительно. Средства отличаются особой прочностью, и растворение сложное. Пока просушка не завершилась можно протереть место тряпкой. Процесс полимеризации запускается после введения к эпоксидной смоле отвердителя, и занимает немного времени.

Для застывшего слоя выбирают механические способы работы. Заранее можно попробовать размягчить сцепление средствами Р5, 14, 40, 83.

Есть подвид эпоксидных красок молотковой, который можно снять с помощью сольвента или ксилола. Разбавитель для полиуретановых красок может выбираться Р4, Р4а.

Типы растворяющей продукции

Для простоты выбора средства, можно изучить популярные варианты растворителей. Они подразделяются на отдельные группы, по тому, к каким составам они могут применяться, без страха испортить краску.

Для масляных красок и лаков

Можно ли разбавить краску бензином, спрашивают часто новички, для масляных составов ответ является положительным. Подходит также для работы с алкидными средствами, лаками, шпаклевками. Иногда применяют вещество для разведения пентафталевых эмалей. Скипидар также можно использовать для подобных средств.

White-spirit один из популярных разбавителей, который подходит ко многим лакокрасочным материалам, и востребован много лет. Может выбираться для олифы либо грунтовочных растворов, материалов на основе битума, шпаклевочных смесей. Им можно очистить руки после покрасочных работ, служит обезжиривателем.

Для глифталевых красителей и битумных лаков

Глифталевые красящие средства и лаки с битумом являются востребованными составами. Для работы с ними можно выбирать следующие вещества:

    Сольвент, подходящий вариант для разбавления битума и масел. Также справляется со многими типами каучуковых или олигомерных элементов;

Растворители перхлорвиниловых ЛКМ

Как развести краску данного типа, если необходимо заправить ее в краскопульт, либо она просто сильно загустела. Важно подобрать правильно пропорцию. А веществами можно выбирать следующие:

    Ацетон, применяется для работы с составами, включающими природные масла или смолы;

Спиртовые составы

Спирты могут быть под рукой, и они также подходят для ряда лакокрасочной продукции. Но можно выбирать лишь из некоторых видов, остальные могут не справиться, либо отрицательно повлияют на продукт. Так можно выделить нижеописанные типы:

    Этиловый, выделяется своей токсичностью, что нужно учитывать при использовании, мастер должен соблюдать меры безопасности. Выбирают для красок на основе акрила, окислитель применим для удаления жиров с поверхности;

Расход

Чтобы понять, сколько потребуется растворителя для всего объема краски, нужно знать средний расход. Важно соблюдать нормы включения веществ в краску, не превышая максимальное количество, тогда сохраняться нужные характеристики разведенной краски. Лучше использовать тару с разметкой для измерения количества.

В нормах стандартно указывают соотношение вещества на один килограмм краски. А процентное указание и количество продукции приходится на квадратный метр основания, который будут красить.

Так для красок на основе масла потребуется 110г/кв.м. поверхности. Другие варианты типа сольвента будут добавляться в равном количестве с красящим веществом.

Пропорция подбирается под тип краски, поэтому лучше смотреть инструкцию от производителя, где должны быть указаны варианты разбавления. Тогда можно быть уверенным, что порча продукта не произойдет, и технические характеристики останутся на нужном уровне.

Советы

Если верно выбрать растворитель для лакокрасочного материала, то после покраски не появятся трещинки, слой не вздуется, либо средство не свернётся. Чтобы снять остатки краски также важно выбирать подходящий состав, при этом учитывают особенности основания, чтобы его также не испортить. Чтобы с легкостью удалить засохший слой, необходимо прилагать правильные усилия, стараясь втереть вещество глубже, чтобы оно смогло пропитать слой, и он снялся полностью.

Большинство составов отличаются опасностью для человека, поэтому работа с ними должна проходить по правилам безопасности. Общие правила включают следующее:

  • Мастер надевает защитные перчатки, очки, респиратор;
  • Если работа проходит внутри, а не на дорожной части, на улице, то создают качественное вентилирования комнаты;
  • Если капли попали на слизистые, то сразу же проводится промывание с водой, и обращаются к врачу за помощью.

В статье было рассказано, как правильно развести краску, чтобы не потерять ее технические характеристики и не столкнуться с необходимостью покупать новую банку. Выбор средства является важным, ориентируются на составные компоненты красящего материала. При необходимости удалить слой, не забывают про тип основания, чтобы не нанести урон ему.

Видео: Как развести краску и лак

Растворители и разбавители. В чем разница?

Термины «растворитель» и «разбавитель» часто путают, но в действительности это разные материалы и механизм их действия неодинаков. Попробуем разобраться, в чем же разница, и попутно выясним, какие материалы лучше использовать для разбавления ЛКМ и чем чревата экономия на этих материалах.

Растворители — растворяют, разбавители — разбавляют

Давайте в первую очередь обратимся к терминологии.

Растворитель — органическая летучая жидкость (углеводород, кетон, спирт, эфир и др.) или смесь подобных жидкостей, применяемая для растворения пленкообразующих веществ и придания необходимой консистенции лакокрасочному материалу.

Разбавитель — органическая летучая жидкость, применяемая для разбавления лакокрасочных материалов с целью снижения их вязкости и перевода в состояние пригодное к нанесению на окрашиваемую поверхность.
— Справочник лакокрасочных материалов

Как видим, суть действия растворителей и разбавителей заключена в самих их названиях.

Растворители — это в первую очередь те жидкости, которые вводятся в ЛКМ на заводе при изготовлении. Поскольку основа лакокрасочного материала (связующее) обычно представляет собой либо очень вязкое, либо твердое вещество, добавление растворителя позволяет перевести его в удобную для дальнейшей работы форму. Благодаря растворителю краска (грунт, лак) до момента нанесения на поверхность поддерживается в жидком состоянии и не высыхает.

Нетрудно сделать вывод, что коль растворитель способен оказывать влияние на структуру компонентов ЛКМ, то это жидкость довольно агрессивного состава.

Разбавители — менее агрессивны. В отличие от растворителей они не растворяют смолы, а только разбавляют до необходимой вязкости их растворы.

В большинстве случаев те жидкости, которые мы наливаем в грунты, эмали и лаки перед применением, вовсе не обязаны ничего растворять. Их задача — коррекция вязкости, то есть они должны работать именно как разбавители.

Только «родные»

Но дело в том, что одни и те же жидкости могут по разному себя вести с различными ЛКМ: для одних смол они могут быть разбавителями, а для других — агрессивными растворителями. Поэтому применение нерегламентированных разбавителей может привести к несовместимости с разбавляемым материалом, со всеми вытекающими последствиями.

Иногда такое свойство «неродного» разбавителя может очень эффективно понижать вязкость материала, но не дай бог оно отрицательно скажется на процессе формирования пленки… А при нарушении «родственности» часто именно это и происходит.

Дело в том, что каждый разбавитель разрабатывается строго под конкретный материал, учитывая совместимость с основой и добавками в его составе. Разработчик ЛКМ, закладывая в рецептуру те или иные жидкости, просчитывает последовательность и скорость химических реакций, поэтому от правильности выбора разбавителя зависят и процесс сушки материала, и качество итогового ЛКП (твердость, глянец и т.п.). Вот почему так важно для разбавления лакокрасочных материалов применять только рекомендованные производителем жидкости. Заменив же фирменный продукт каким-нибудь «левым», мы изначально обрекаем себя на неудачу.

Читайте также  Эмаль ПФ-266: характеристики и применение

Между тем, такая замена практикуется довольно часто: маляры выбирают качественные дорогие грунты, краски и лаки, но вместо рекомендованного разбавителя льют самые дешевые отечественные жидкости, а после возникновения проблем начинают винить во всем производителя ЛКМ.

Отечественные растворители серии 645-651 изначально разрабатывались для работы с нитроэмалями. Они никак не предназначены для разбавления современных ЛКМ, тем более материалов зарубежного производства.

Не навреди!

Большинство традиционных отечественных растворителей — продукты крайне реактивные. Взять хотя бы всем известный растворитель 646 (с физико-химической точки зрения это именно растворитель). Это сложный продукт, включающий в себя более семи компонентов (толуол, этанол, бутилацетат, бутанол, этилцеллозоль, ацетон и т.д.). Такой агрессивный состав позволяет эффективно растворять многие вещества органической природы, что и сделало этот растворитель настолько популярным.

Но что произойдет, если добавить этот растворитель, скажем, в акриловую эмаль или лак? Или базу?

Как уже говорилось, производитель ЛКМ подбирает те или иные растворяющие вещества к своей продукции не абы как, а с учетом скорости и равномерности испарения. А присутствующие в составе дешевых растворителей компоненты нормальному испарению не способствуют, скорее наоборот.

Так ацетон, входящий в состав 646-го растворителя, — слишком летуч и не обеспечивает оптимального высыхания пленки при испарении. Он испаряется слишком быстро, что приводит к моментальному образованию поверхностной пленки, препятствующей выходу остатка растворителей из глубины слоя. В результате — всем знакомое кипение, а также снижение блеска, низкая твердость покрытия.

Крайне негативное влияние на процесс пленкообразования акриловых ЛКМ оказывают и спирты, входящие в состав отечественных растворителей. Как известно, спирты содержат воду, а вода препятствует нормальной полимеризации акриловых материалов, «вмешивается» в реакцию, заставляя ее протекать некорректно. В итоге вместо прочной полимерной пленки мы получаем «рыхлое», подверженное усадке покрытие со слабым глянцем.

Следует помнить и о том, что 646-й растворитель агрессивен по отношению ко многим видам пластика.

Если говорить о добавлении нерекомендованных жидкостей в базовые эмали, это может стать причиной возникновения «яблочности» и полос разнотона. И будьте готовы к тому, что проявиться эти дефекты могут только после лакировки и полного высыхания окрашенной поверхности. Бывали случаи, когда «облака» появлялись за несколько часов до выдачи автомобиля клиенту. Приятного, как говорится, мало.

Также замечено, что агрессивные компоненты отечественных растворителей «сжигают» некоторые особо чувствительные пигменты в составе эмалей. Это искажает цвет краски, что особенно заметно на светлых тонах. Например, белая эмаль после добавления растворителя приобретает бежевый оттенок. Сам по себе этот цвет, может быть и красивый, но вот владелец автомобиля почему-то возражает…

В заключение

Подводя итоги, становится понятно, что бюджетные жидкости сомнительных производителей не могут выступать полноценным аналогом фирменных разбавителей. Об этом говорит и технология их производства, в процессе которого может применяться откровенно дешевое сырье, не проходящее достаточную очистку. Именно поэтому такие жидкости чаще всего отдают желтизной.

Высококачественный разбавитель должен быть совершенно прозрачным и не иметь оттенков, чтобы не влиять на цвет эмали или лака.

И хоть подобные продукты не могут использоваться по прямому назначению, определенную пользу они все же могут принести. Например, их можно применять для проведения сольвент-тестов, очистки старых загрязненных поверхностей или промывки используемого оборудования.

Назначение растворителей: какой растворитель для какой краски лучше взять

Области применения растворителей и разбавителей обширны. При выполнении ремонтных работ мы неизбежно имеем дело с растворителями для лака, эмали, красок. В строительстве используют растворители ржавчины, бетона, жидкого стекла, жидких гвоздей, монтажной пены и других материалов. Растворителями постоянно пользуются художники, а в быту они помогают нам удалять сложные загрязнения. Наша статья поможет разобраться в этой большой теме, чтобы вы смогли быстро ответить на вопрос: какой растворитель лучше применять в каждом конкретном случае.

Растворитель и разбавитель: в чем разница?

Понятия «растворитель» и «разбавитель» часто используются как синонимы. Однако между ними есть важное различие. Если говорить простым языком, растворитель взаимодействует непосредственно с пленкообразующим (отверждающим) компонентом.

Например, бензин – популярный растворитель для масляных красок. Он растворяет связующее вещество, поэтому может разбавлять краску для нанесения и одновременно может удалить пятна высохшей краски.

Разбавитель не растворяет вещества, образующие пленку, а может лишь уменьшить вязкость состава. Например, вода хорошо разбавляет водоэмульсионную краску, но смыть высохшую уже не сможет.

Виды растворителей

Для удобства разделим все растворители на следующие группы:

  1. Растворители для лакокрасочных материалов (краски, эмали, лаки), а также клеи и грунтовки
  2. Растворители строительных материалов (растворители битума, бетона, пены, резины, ржавчины и т.п.)
  3. Бытовые растворители (пятен от масла, жира, скотча и т.п)
  4. Художественные растворители

Растворители для лакокрасочных материалов

Практически все растворители для лаков, красок и эмалей – это летучие органические вещества с низкой температурой кипения. Данные свойства обеспечивают быстрое высыхание составов после нанесения.

Растворители бывают:

— однородными – на основе одного вещества или смеси однородных веществ (например, толуол);

— комбинированными – на основе нескольких однородных растворителей в определенной пропорции (например, Р-4 = толуол + ацетон + бутилацетат).

Как правило, комбинированные отличаются более высокой эффективностью и адресным действием.

С помощью нашей таблицы вы сможете легко понять, какие растворители для каких красок применяются.

Назначение растворителей

Растворитель

Вид ЛКМ

Однородные растворители

Растворитель (точнее разбавитель) акриловой краски, водоэмульсионной краски и других воднодисперсионных красок и клев

Бензин (бензин-галоша, нефрас)

Растворитель масляных и битумных красок, лаков, эмалей

Растворитель масляных и алкидно-стирольных красок

Растворитель масляных и алкидных красок и эмалей (в т.ч. ПФ-115, ПФ-133, ПФ-266), битумных мастик, лака ГФ-166, грунтовки ГФ-021

Растворитель глифталевых и битумных лаков и красок (в т.ч. меламиноалкидных).

Растворитель глифталевых и битумных лаков и красок, эпоксидной смолы.

Растворитель перхлорвиниловых красок

Комбинированные (номерные) растворители

Универсальный растворитель для нитрокрасок, нитроэмалей, нитролаков общего назначения, также эпоксидный, акриловый, растворитель

Растворитель нитроэмалей, нитролаков для автомобилей

Растворитель НЦ-132к; ГФ-570Рк

Растворитель автоэмалей НЦ-11; ГФ-570Рк

Полиакрилатные, перхлорвиниловые, ЛКМ с сополимерами винилхлорида с винилиденхлоридом или винилацетатом

Перхлорвиниловые, полиакрилатные, эпоксидные

Меламино-формальдегидные, резиновые, поливинил-бутиральные

Разбавление лака ВЛ-51

Эпоксидные эмали отверждаемые изоценатными отвердителями

Растворитель для полиуретанового лака

Растворитель полиэфирной смолы

Растворитель полиуретановых красок и эмалей

Другие полезные свойства данных растворителей:

— очищение и обезжиривание поверхности;

— удаление ЛКМ с кистей, валиков, шпателей и других инструментов.

Видео о том, каким растворителем промыть краскопульт

Растворители для снятия краски: свежей и старой

Если при выполнении работ пятна краски оказались не там, где надо (запачкали мебель, пол, стекло), ее можно удалить растворителями, указанными в таблице. Правда для деликатных поверхностей (дерево, ламинат, оргстекло) не стоит использовать комбинированные составы типа Р-646. Лучше воспользоваться однородными и обязательно вначале проверить их действие на незаметном участке.

Выпускаются специальные растворители для снятия старых красок с больших площадей. Они помогут удалить краску со стен, с металлических изделий и т.п.

Растворители строительных материалов

Удаление застывших строительных растворов зачастую вызывает серьезные трудности. Производители сделали все, чтобы сделать максимально стойкими к химическим воздействиям битум, бетон, монтажную пену и т.п. Какие растворители помогут в данном случае.

Растворитель бетона, цемента, затирки – смесь концентрированной кислоты, защитных веществ для металлов и ингибиторов.

Растворитель жидкого стекла – с инструментов можно смыть теплой водой сразу после нанесения. Застывшее можно удалять органическими растворителями

Растворитель для пены монтажной – свежая пена легко удаляется этилацетатом или растворителями на его основе (например, Р-645, 647). Растворителем застывшей монтажной пены можно считать народное средство «Димексид» (продается в аптеках). Также «Димексид» — отличный растворитель суперклея.

Растворитель жидких гвоздей – незастывшие удаляются растворителями на минеральной основе или водой. Застывшие можно удалить механически или путем нагрева феном до температуры выше 50°С

Растворитель ржавчины – специальные составы на основе фосфорной кислоты, таннина, оксикарбоновых многоосновных кислот.

Растворитель силикона (силиконового герметика, клея) – наряду со специальными составами от производителей герметика и клея можно воспользоваться уксусной кислотой или уайт-спиритом.

Растворители полимеров:

ПВХ – тетрагидрофуран, циклогексанон в течение нескольких дней;

полиэтилен – ксилол, бензол при нагревании;

пенополиуретан – удаляется только свежим специальными растворителями от производителей.

Растворитель резины и каучука – для удаления вещества подойдет толуол и другие органические растворители (каучук растворяется, резина набухает и разрушается)

Растворитель битумной мастики – толуол, сольвент, бензин, уайт-спирит

Растворитель пенопласта – ацетон, растворитель Р-650

Растворитель для парафина и воска – керосин, уайт-спирит, бензин, ацетон.

В следующей статье мы расскажем вам о мелкобытовых растворителях и растворителях, которыми пользуются художники.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: