Мозаичное панно: разновидности материалов и способы укладки

Панно из мозаики: оригинальные идеи украшения интерьера

Определением «мозаика» принято называть узор или орнамент, выложенный из фрагментов камня, кусочков керамической плитки или осколков стекла. Ее родиной считается Древняя Греция – именно там, как считают историки, впервые начали украшать стены и своды храмов с помощью цветной гальки. Позже этот вид деятельности начали перенимать в разных странах, при этом каждая нация привнесла в него что-то свое.

Особенности

Различают два способа набора мозаики – прямой и обратный.

В первом случае фрагменты будущего изделия выкладывают на поверхность чистовой стороной вверх. Такую технику применяют для выкладывания мозаичных панно на горизонтальных ровных поверхностях. Все фрагменты будущей картины сажают на клей на специальную сетку. Затем сетку переносят на постоянное место пребывания, после чего затирают швы.

Если поверхность нанесения мозаики имеет изогнутую форму, применяют обратную укладку. Чаще всего такой способ укладки применяется, если основой для композиции является ткань или картон. Плитку наклеивают на основу лицевой стороной вниз, затем делают основание – всю композицию скрепляют специальным раствором. Когда основание затвердеет, бумагу или ткань с лицевой стороны удаляют. Затирку швов производят на месте.

Сегодня применяют несколько технологий создания мозаичных панно:

  • Матричная технология считается самой легкой в изготовлении. Элементы мозаики собираются в готовые сборные фрагменты на бумажной или сеточной основе размером примерно 30 см. В магазинах можно купить готовые композиции, состоящие из таких фрагментов, а на месте останется только закрепить их в определенном порядке с помощью специального клея. Они могут быть как однотонными, так и разноцветными в зависимости от задумки художника и сферы применения. Их форма чаще всего квадратная или прямоугольная, реже встречаются и другие формы.
  • Художественная технология применяется преимущественно при выполнении эксклюзивных заказов по индивидуальным эскизам. Это очень тонкая, кропотливая ручная работа, сравнимая с ручной живописью – с помощью такой технологии становится возможным воссоздавать целые картины и даже портреты. Для этого могут быть использованы как целые плитки правильной формы, так и их части – чем меньше по размеру элементы мозаики, те выше ее художественная ценность и, соответственно, стоимость. Художественная технология помогает сделать акцент на различных элементах отделки или, наоборот, скрыть какие-либо несовершенства. Чтобы повысить эстетические свойства готового произведения, применяют художественную затирку – к каждому фрагменты подбирается подходящая цветовая гамма.
  • Смешанная технология – ее название говорит само за себя. Она сочетает в себе некоторые элементы изготовления первых двух технологий. Благодаря такому подходу можно добиться высокого качества и сэкономить на некоторых этапах работ.

Мозаичная плитка очень капризна в работе, требует скрупулёзности и большого терпения.

Материалы изготовления

В зависимости от того, где именно будет располагаться декоративное панно, могут использоваться различные материалы. Напольные покрытия должны обладать особой выносливостью, устойчивостью к истиранию и не должны скользить, поэтому узоры на пол выкладывают в основном из камня, который обладает матовой нескользящей поверхностью. Современные производители предлагают большой ассортимент мраморной, гранитной и прочей плитки для мозаики из натурального камня. Также для пола часто используется керамическая плитка.

Из колотых мелких деталей можно выложить целые художественные произведения не только для пола, но и для украшения стен. Для этого подойдут не только мраморная или керамическая плитка, но также стеклянная. В отличие от каменной плитки, мозаика из колотого стекла отличается очень красивым блеском и прекрасной игрой света.

Одной из разновидностей стеклянных плиток является смальта – она обладает повышенной прочностью, привлекательным глянцевым блеском и великолепной цветопередачей. Смальту часто используют для оформления сводов храмов, дворцов культуры, театров и прочих общественных заведений. Из нее часто выкладывают целые картины, при этом сами плитки набирают вручную. Для получения особой цветопередачи в стекло добавляют специальные красители, а благодаря высоким технологиям можно получать тысячи различных оттенков различных цветов. Сегодня возможно даже получение золотой и зеркальной смальты, которая смотрится в интерьере очень необычно и дорого.

Классическую смальту получают путем отламывания маленьких кусочков от большого целого пласта. Колотые кусочки получаются неправильной формы и непохожими друг на друга. В этом их главное достоинство. Фабричная же смальта имеет некоторое сходство с обычной стеклянной мозаикой, только качество модулей значительно выше. Эти два вида часто сочетают друг с другом при отделке одного интерьера. При отделке интерьеров помещений с повышенной влажностью, таких как бассейн, хамам или ванная комната, чаще всего комбинируют несколько видов различной смальты.

Для оформления различных колонн и прочих поверхностей со сложными формами часто применяют металлическую мозаику. Она очень эффектно смотрится, а также долговечна и неприхотлива в уходе. Для ее изготовления наиболее часто используются сталь и алюминий. Из этих материалов создаются различные имитации под золото или платину.

Современные технологии позволяют создавать мозаичные полотна из самых разнообразных материалов. Для этих целей прекрасно подойдут морская галька, деревянные бруски, осколки бутылочного стекла, пробка.

Что такое мозаика: виды материалов и шикарные примеры в интерьере

На чтение: 8 минут Нет времени?

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Читайте в статье

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Читайте также  Панели на потолок в кухню

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

Панно из мозаики: технологии изготовления и особенности укладки

Одним из наиболее ярких и презентабельных декоративных элементов считается панно из мозаики. Такая необычная картина поможет не только создать уникальный интерьер помещения, но и реализовать индивидуальные вкусовые пристрастия владельца.

Мозаичное панно, собранное из разноцветных элементов мозаики, представляет собой высокохудожественный декоративный объект. Оно способно добавить изюминку и оригинальность интерьеру, акцентировать внимание на чем-то определенном или визуально изменить пропорции помещения.

Панно из мозаики используются для отделки стен или пола. В каталоге салона Orro Mosaic Вы можете выбрать и приобрести готовые мозаичные панно из стекла, камня и мрамора.

О происхождении понятия «мозаичное панно»

Прежде чем вести разговор о видах мозаичных панно, необходимо разобраться с тем, что понимается под словами панно и мозаика, смысл которых понятен интуитивно, но на самом деле требуются некоторое пояснение.

Значение слова панно происходит от французского «panneau», которое в свою очередь восходит к латинскому «pannus» — кусок ткани. Под словом панно понимается обычно произведение декоративного характера, предназначенного для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка. К его разновидностям можно отнести: барельеф, резную или лепную композицию. Таким образом, основной признак панно – его неперемещаемость и определенная монументальность, и как следует из латинского значения слова – похожесть на кусок ткани, то есть вставка на стену.

Слово мозаика происходит от французского «mosaïque», а также итальянского «mosaico», восходящего, в свою очередь, к латинскому (opus) musivum — произведение, посвящённое музам. Мозаика – это декоративно-прикладное (относящееся к виду искусства, имеющему двоякую функцию: эстетического наслаждения и утилитарную, практическую) и монументальное (имеющее большой формат и связанное с архитектурой или интерьером) искусство. Мозаика достаточно разнородна по использованию материалов: это могут быть закрепленные на поверхности цветные камни, смальта, керамическая плитка или другие материалы.

Таким образом мозаичное панно – это крупная панель со вкраплениями кусочков разноцветных материалов, образующих смысловой рисунок или узор и выполняющая эстетическую функцию или утилитарную.

Современные мозаичные панно

Широкий выбор разновидностей панно из мозаики дает возможность воплотить в жизнь практически любые дизайнерские фантазии. Сегодня существует два основных вида панно: сформированное путем матричной сборки и собранное методом художественной колки.

При матричной сборке равные частички панно фиксируются на бумажной основе или специальной сетке, что существенно упрощает процесс укладки.

Стоит отметить, что во втором случае укладка панно требует большего мастерства и затрат времени, поскольку его модули достаточно мелкие и могут различаться по размеру. Правда, это компенсируется непревзойденным внешним видом готовой картинки, которую можно сравнить с холстом художника.

Технология укладки мозаики

Мозаичное панно имеет неоспоримые достоинства при эксплуатации, такие как высокая устойчивость к воздействию окружающей среды, долговечность, эстетичность, прочность и цветовая насыщенность.

Это универсальный отделочный материал, который идеально подходит для использования на поверхности любой кривизны и конфигурации. Однако монтаж мозаичного панно — это процесс, требующий определенных навыков от монтажников.

Требования к поверхности для монтажа мозаики

  • Поверхность стены для нанесения мозаики должна быть сухой, иметь цементное основание, ровной и зашпаклеванной;
  • Цвет основания должен быть белого или светлого цвета;
  • Перепад высот на поверхности стены для мозаики не должен превышать 1 мм./м2 площади;
  • Поверхность необходимо очистить от мусора и пыли и перед началом работы загрунтовать составом с высокой проникающей способностью.

Пример монтажа мозаичного панно

  • Перед началом работ поверхность необходимо очистить и оштукатурить;
  • Загрунтовать составом белого цвета;
  • Нанести разметку;
  • Панно разложить на ровной поверхности и проверить правильность изображения;
  • Приступить к монтажу с использованием специального клея;
  • Протереть смонтированное панно специальным составом;
  • Затереть швы составом для затирки:
  • Ещё раз протереть поверхность начисто.

Как выполнить разметку

Прежде чем начать укладывать мозаику, нужно провести предварительную разметку. Это особенно важно, если вы проводите подобные работы впервые. Поначалу составьте эскиз. При этом следует обращать внимание на некоторые нюансы: если в комнате имеются наружные углы (короба или откосы) то рисунок стоит начинать от них; если на стене имеется какой-либо декоративный элемент (зеркало или панно), то он также становится приоритетным; старайтесь убрать все возможные подрезки в малоприметные углы (например, угол входной двери). После того как бумажный эскиз готов, его переносят на стену. Если мозаика укладывается на пол, то желательно сделать «сухую» раскладку.

Совет от Orro Mosaic

Для качественной укладки мозаичного панно самое сложное выбрать мастера — мозаичиста. Первым делом, нужно точно знать из какого материала будет сделано мозаичное панно — стекла или камня. После того как решение принято, задача мастера Мозаичника подготовить правильное основание.

Для тяжелой каменной мозаики необходимо прочное основание. Например, поверхность, отштукатуренная дешевой гипсовой шпаклевкой, долго не продержится. Такой способ укладки основания приведет к тому, что мозаичное панно отвалится цельным пластом вместе со шпаклевкой. Адгезия у гипсовой шпаклевки слишком мала, но гипс имеет белый цвет, так необходимый для укладки стеклянного мозаичного панно.

Стеклянное мозаичное панно, как и стеклянная мозаика, клеится только на белое основание. Толщина клея настолько мала (1-1,5mm), что можно разглядеть основание, и если оно темного оттенка, стеклянная мозаика тоже изменит свой цвет.

Клей обязательно должен быть белоснежным и иметь эпоксидную основу, тогда мозаичное панно будет крепко держаться на основании и сохранит свой изначальный цвет. При укладке мозаичного панно требуется внимательно следить, чтобы клей не выходил в мозаичные швы. Когда клей уложен аккуратно, то возможно использовать нашу стеклянную затирку, принимающую цвет мозаики.

Если неопытный мастер испачкает боковую стенку мозаики, или клей проступит сквозь швы, затирка примет цвет белого клея и будет смотреться очень неаккуратно. После заполнения швов мозаичного панно стеклянной затиркой, необходимо произвести финишную очистку мозаичного панно специальным кислотным очистителем.

Существует еще много тонкостей и хитростей при монтаже мозаичного панно, которые знают только искушенные мастера. Обращайтесь к нам. Мы можем приобрести мозаичные панно и найти профессиональных мастеров.

Мастер-класс по изготовлению мозаичного панно своими руками

Искусство мозаики считается одним из самых древних ремёсел в истории мирового искусства. Первыми образчиками этого направления считаются мозаики древнейшего города шумеров. Сейчас есть огромное количество приверженцев и настоящих ценителей этого направления. А красивое мозаичное панно, конечно, станет украшением любого помещения.

Искусство мозаичного панно

Мозаика не просто так считается одним из красивейших и самых сложных видов искусства передачи изображения. Это очень популярный способ просто и со вкусом украсить практически любое жилище или общественное место. Собственными руками мастера создают настоящие художественные шедевры высшего качества из материалов, которые, кажется, совершенно непригодны для подобного занятия.

Геометрический тип мозаики

Сразу же нужно обозначить тот факт, что изготовление непосредственно самих частиц плитки и укладка её собственноручно — это разные направления деятельности. Под изготовлением мозаичной плитки подразумевается производство всех её составляющих частей. Вот их база:

  1. Основа будущей плиточки.
  2. Грунт для неё.
  3. Связующее вещество.
  4. Элементы розничного набора.
  5. В дополнение также идёт разработка эскиза для будущего паттерна — рисунка на мозаике.

Подобный стиль имеет название «Марокканский». Изготовление мозаики своими руками подразумевает воссоздание композиции из набора заводского изготовления, имеющего в своём составе все необходимые элементы. Этот тип деятельности получил наибольшее распространение среди мозаичников любительского класса. Эти люди не обладают какими-либо навыками.

Следует помнить, что искусство мозаики — очень трудоёмкий, долгий и кропотливый процесс. Готовые к укладке наборы на определённые сюжеты обойдутся в сотню раз дешевле, нежели те же панно и картины, которые будет выполнять опытный мастер, то есть под заказ.

В специализированных магазинах найти готовые наборы с абсолютно любым узором, сюжетом и направленности не составит никакого труда. Существует множество фирм, которые за отдельную плату способны изготовить набор плитки по эскизу, скетчу, рисунку или фотографии. Денежная надбавка за подобную прихоть будет не такой уж и большой, зато уникальность такого панно будет гарантирована стопроцентно.

Огромное количество людей желает изготовить мозаичное панно своими руками собственноручно. Такое желание возникает не только из потребности повысить чувство самоуважения, но и с целью утвердиться в качестве непревзойдённого мастера мозаичных дел. Освоение и обучение техникам укладки плитки (коих, к слову, насчитывается множество) может открыть путь к вашему собственному благополучию и материальному процветанию. В этом может помочь мастер-класс.

Картинка из составляющих

Изделие представляет собой картинку, набираемую из мелких составляющих. Части мозаики — твёрдые элементы, скрепляемые друг с другом и базовым полотном. Выполняется это при помощи связующего клейкого вещества. Вся работа производится на твёрдой основе — подкладке. Она служит как бы холстом для вашей будущей картины. Именно по этой причине всяческие лоскутные композиции, соломенные панно, картины из самоклеющейся плёнки не будут считаться мозаичным творением. Все они имеют иное название — аппликация.

Аналогично рисунок, выполненный нитками, лентами и бисером на куске холста, — это не мозаика, а вышивка. Но вот если картина бисером выклеивается на твёрдую основу по бисеринке — это подвид мозаики.

Можно заметить поразительный факт — многие известные искусствоведы единогласно утверждают, что мозаика сама по себе очень долговечна и очень прочна. Среднестатистическая картина вне зависимости от того, насколько качественными красками она написана, без реставрации сможет продержаться всего до трехсот лет. А вот, к примеру, шумерские мозаичные панно дожили до наших времён в том первозданном виде, в котором их нам оставили творцы.

Читайте также  Декорирование стен в гостиной декоративным камнем

Современное искусство

Современное искусство выкладки мозаичных панно широко использует приёмы и способы передачи образов, унаследованные от художников раннего импрессионизма, модернизма и разнообразных абстрактных художественных. Некоторые знатоки часто замечают, что сам кубизм будто был придуман специально для мозаики. Недавно искусствоведы ввели в обиход новый и довольно необычный термин — арт нуво мозаика.

Касательно техники исполнения и выкладки композиций из мозаики — появился и прочно укрепил свои позиции в этой области такой материал, как керамогранит. Мастера могут сделать картину с ним по похожим принципам, что со смальтой или кафельными плитками, которые плиточники расходовали многие века. Традиционный способ использования в качестве связующего вещества клея на яйце теперь повсюду заменён на силикатный или канцелярский клей.

Конечно же, возникают огромные сомнения насчёт того, способно ли такое панно просуществовать многие тысячи лет, но и домострой теперь предпочитается возводить менее долговечным, чем ранее. Все это происходит в преддверии появления совершенно новых, неизвестных ранее материалов, техник и принципов возведения зданий и построек.

Мозаика, собранная на клее, имеет одно совершенно неоспоримое преимущество, которое сразу возводит подобную технику в ранг лидирующих элементов. Это пригодность к проведению ремонтных работ над ней. Более того — такое панно при достаточном количестве сноровки и опыта можно полностью разобрать и собрать из составляющих частей нечто совершенно новое.

Если в Китае все же пройдёт в обиход огромный строительный 3D принтер, то в градостроительстве произойдёт настоящая революция, а мозаика будет вписываться в новые человеческие жилища необычайно гармонично — как способ изысканно и необычно задекорировать его, придать тонкую и незабываемую собственную аутентичность. Панно-мозаика на стену просто обязано стать трендом будущих сезонов.

Укладка поделки

Процесс этот требуется произвести не только для фирменных готовых частичек панно, но и для самодельной мозаичной композиции. Сам по себе процесс особых сложностей не несёт, справится с ним практически любой желающий. Технологичность и приёмы выкладки зависят исключительно от того, как именно вам будет удобно укладывать вместе элементы панно на стену, пол или просто прямую доску, служащую своеобразным холстом.

Прямой тип

Начинать нужно со способа, именуемого «Прямой». По сути, технология выкладки мозаики этим методом практически идентична плиточной. Лицо мозаики выкладывается фрагментировано одно к другому, по типу того, как дети собирают пазлы. Напольное панно выкладывают непосредственно на месте его будущего расположения. Для стенового украшения предпочтительнее использовать очень популярную в наше время сетку. Изготовлена она из стеклоткани. После работы над мозаичной картиной последняя устанавливается на своё место. Лучше положение для набора на «холст» изображения — горизонтальное.

Обратите внимание! Сетчатый тип недопустим при использовании на кривых поверхностях. Переносить сетку в подобные места недопустимо ни в каких случаях — когда набор будет сгибаться, вся композиция распадётся вне зависимости от того, насколько плотно она была прикреплена к основе. Мозаичное панно нужно выкладывать исключительно локально — непосредственно на самом месте использования.

Очень важно учесть факт, что сеточная мозаика должна собираться исключительно на клее. Затирка шва производится после окончания работы над общей картиной — когда все кусочки панно заняли своё законное место. Материалы, чаще всего применяемые мастерами, — стекло и керамика, обыкновенные текстуры и составляющие для укладки плитки:

  • Специализированная затирка.
  • Раствор для маскировки швов.
  • Клеящее вещество.

Если вы собираетесь поместить панно в ванную комнату, то части будут приклеиваться только на клей с силиконовым составом. Вот основные причины:

  • Его состав не позволяет воде проникать внутрь.
  • Сам по себе клей водостойкий, под действием воды его структура останется неизменной.
  • В застывшем, сформировавшемся виде клей напоминает по консистенции нечто похожее на плотную резину, но прозрачного цвета.

Поскольку для ванных очень часто берут несоразмерные, неправильные кусочки мозаики, то именно такой вариант склеивающей субстанции будет для вас оптимален. Важно понимать: когда укладывают плитку, то швы работают на удержание покрытия в целостном состоянии. При укладке панно такого происходить не будет.

Обратная вариация

Если вам требуется выложить мозаикой не очень ровную поверхность, то предпочтительнее будет использовать именно этот тип. Первостепенно для него нужно заготовить шаблон — скетч, содержащий паттерн будущей мозаики. После проведения всех необходимых манипуляций с картиной рисунок заклеивается прозрачной самоклеящейся плёнкой. Нужно следить, чтобы листы картины сходились встык, клеевая для стены сторона находилась вверху от них.

После этого защитный слой удаляется, элементы панно выкладываются на свои места, сверху тщательно придавливаются — для лучшей склейки. Обратите внимание, что элементы передвигать после соприкосновения с клеящей поверхностью будет невозможно. Будьте точны и аккуратны.

Матричная технология

Такая сборка мозаики наиболее удобна как новичкам, так и профессионалам. Художественный элемент панно легче всего воспроизводить таким способом. В этом случае происходит не полная выкладка всех деталей поштучно, а наложение не основу целых матриц из плитки. Под матрицей понимаются большие готовые квадраты из составных кусочков мозаики. Они бывают различных размеров.

Начинается все с квадратов по двадцать сантиметров на сторону, и они могут доходить до пятидесяти сантиметров. Все зависит от тех стандартов, которые выставляет производящая детали фабрика. Мозаичное панно представляет собой листок, укреплённый специализированной сеткой, с нанесённым на его поверхность определённым количеством плиточных элементов. В результате мы получаем целые плиты, очень удобные для декорирования простых прямых участков поверхности.

Вместо сетчатой основы можно брать также и бумажную. Стоить такая матрица будет дешевле, но устанавливать на своё место картину будет сложнее. Тип требует большей точности, аккуратности, так как бумага, какой бы прочной она ни была, может дать трещину, порваться при неаккуратном с ней обращении.

Если вас заинтересовала мозаика из дерева своими руками, изготовление её будет проводиться по тем же принципам укладки, что и с обычными керамическими деталями. Разница будет лишь в составляющих элементах картины. Приобрести их можно в специализированных хендмейд магазинах.

Элементы зеркальной плитки

Зеркальный тип мозаики очень популярен у мастеров как необычное дополнение к общей картине. Мозаика с зеркальной поверхностью способна ввести необычайное разнообразие в ваше панно, но важно учитывать один нюанс. Раскладка такой плитки будет производиться специальными щипцами. Делать это нужно крайне аккуратно, так как если повредится изнаночный слой частички картины, то общее впечатление будет испорчено — на лицевой стороне будут как бы «трещины» на кусочках.

Охватить целиком все возможные материалы для изготовления таких картин просто невозможно. Вспомним лишь то, что мозаику можно смело компоновать со многими составляющими. Некоторые из них:

  1. Морские ракушки.
  2. Галька, мелкие камешки.
  3. Кусочки стекла.
  4. Частички битой посуды.

Выбор материалов поистине огромен. Современные магазины хендмейд предоставляют полную свободу действий — образцы мозаики можно подобрать под любые предпочтения. Все ограничивается лишь вашими собственными вкусами и фантазией. Стоит один раз попробовать приобщиться к этому направлению, и оно затянет вас в новый увлекательный мир.

Originally posted 2018-04-18 13:17:53.

Укладка мозаики своими руками

Мозаика – популярный отделочный материал. Раньше ее использовали для отделки помещений с повышенной влажностью, она проста в уборке, удобна и красива. Современные дизайнеры применяют мозаичный узор в создании интерьера всей квартиры. Укладка мозаики своими руками не так сложна, как может показаться изначально. В статье я расскажу о нюансах и особенностях этой работы.

Способы укладки мозаики

Существует два способа укладки мозаики, матричный и художественный. Матричный способ укладки мозаики получил название благодаря плиткам-матрицам. Мозаика, уложенная на бумажную основу, приклеивается к стене изнаночной стороной. После чего бумага размачивается и снимается с лицевой стороны. Матричный способ широко распространен в промышленном производстве для удобства проведения работ. Когда же мастер выкладывает мозаику по одному кубику на сетку, пластик, мрамор или другую подготовленную поверхность – такой способ укладки мозаики называется художественным. Различают две технологии укладки мозаики.

  • Прямой способ укладки мозаики проверен годами. Клеевое покрытие наносится на подготовленную поверхность, сверху приклеивается мозаика лицевой стороной наверх. Плюс такой укладки в наглядности процесса, рисунок виден сразу. Однако укладка этим способом требует некоторой сноровки от мастера.
  • Обратный способ укладки мозаики более современный, появился недавно. Кубики или матрицы мозаики укладываются на бумагу или кальку изнаночной стороной наверх (отсюда и название), формируя рисунок внизу. Готовую мозаику заливают бетонным или клеевым раствором, укрепив с помощью армированной сетки. Высохшие панно помещают на стену с помощью клея. Преимущество такого способа в удобстве подгонки мозаики между собой для достижения равных промежутков между кубиками. Но не обладая художественным опытом, воспользуйтесь прямым способом.

Подготовка поверхности

Неровная поверхность способна испортить проделанный труд, поэтому первым и главным этапом работы по укладке мозаики является подготовка поверхности. Качество выравнивания поверхности (стяжка, штукатурка или листовое выравнивание гипсокартоном) не ниже уровня «под поклейку обоев». Отдельное внимание уделите горизонтальности и отвесности поверхности (допускается погрешность не более 1-2 мм на расстояние 3 м). Следующим шагом загрунтуйте поверхность. Обратите внимание на цвет грунтовки, если планируется стеклянная мозаика – остановитесь на светлых тонах. Сделайте разметку на бумаге, перенесите ее на стену. Если матрицы мозаики придется резать, располагайте их в недоступном глазу месте. Не забудьте, что подготовка поверхности во влажных помещениях включает гидроизоляционный слой.

Укладка мозаики

Рассмотрим пошагово укладку мозаики своими руками:

  • Нанесите клей для укладки мозаики на поверхность тонким слоем, разровняйте гребенкой с зубом 4-6 мм. Учитывая быстрое застывание, не обрабатывайте большую поверхность, ограничьтесь 1 кв.м. (9 матриц мозаики). Для улучшения схватывания, нанесите тонкий слой клея в 1-2 мм на внутреннюю поверхность мозаики. При выборе клея учитывайте материал основания и мозаики, цвет клея (для прозрачной стеклянной мозаики выберите белый цвет клея в тон затирке).
  • Приклейте первый лист мозаики. Заклейте обработанный участок мозаикой, выдерживая интервал между матрицами равный интервалу между кубиками мозаики. Для соблюдения уровня и направлений используйте лазерный уровень или натянутые нити. Чтобы избежать сползания мозаики из тяжелых материалов с вертикальных поверхностей, прихватите матрицу через зазоры между кубиками маленькими тонкими гвоздиками к стене.
  • Выровняйте мозаику с помощью пластиковой широкой площадки с эластичной поверхностью. Простучите весь участок. Помните, что вдавливание отдельных элементов в клей руками испортит, а не улучшит внешний вид.
  • С мозаики с бумажным покрытием по лицевой стороне снимите бумагу, предварительно распылив немного воды по поверхности. Удалите излишки клея между кубиками мозаики с помощью тонкого шпателя или отвертки.
  • Спустя 24 часа начинайте затирку мозаики. Используйте широкий шпатель с резиновой площадкой, тщательно обрабатывайте всю площадь, во всех направлениях. Водостойкую затирку с самой мозаики удалите сразу, в остальных случаях дайте затирке в швах подсохнуть 20-30 минут, и удалите излишки с плитки влажной губкой.
Читайте также  Шнековая соковыжималка Мoulinex

Укладка мозаики своими руками – процесс творческий и увлекательный. Не бойтесь попробовать, поэкспериментируйте на незаметном участке помещения. Используйте советы из статьи и у вас все получится!

Техники набора мозаики

Хотите научиться собирать мозаику из разных материалов?

Поддержите наш проект
бесплатного обучения мозаике!

Напольная мозаика

Техника мозаики начала свое развитие с первых вымощенных галькой двориков и тропинок — естественный и доступный материал на всей территории Средиземноморья использовался еще несколько тысяч лет назад в целях создания покрытия полов и дорожек.

Наиболее ранней техникой мозаичного мощения в греко–римском мире являются мощения в технике opus barbaricum (опус барбарикум) – напольные мозаики из морской или речной гальки. Они встречаются в святилищах и храмах Древней Греции, начиная с VII – VI веков до н.э. (святилище Артемиды Ортии в Спарте, храм Афины Пронойи в Дельфах). Мода на мощения полов светских интерьеров возникает в Греции в конце V века до н.э.

Когда живописные возможности техники барбарикум практически себя исчерпали, в столице Македонии – Пелле (где созданы самые выдающиеся произведения мозаичного искусства) предпринимаются первые попытки имитировать иманеру доступную живописному мазку к мозаике. Художники-мозаичисты стремились превзойти ткачей и живописцев, стараясь достичь в твердом, неподатливом материале тех же результатов, которые другими достигались тонким наложением красок или мягкими мотками шерсти. Они использовали измельченные минералы, чтобы создать иллюзию коврового покрытия, вводя объем и глубину в изображение. Поскольку галечная мозаика долее не могла соответствовать запросам заказчиков и мозаичистов, начиная с раннего III века, она является отживающей техникой; барбарикум завершает свою историю, несмотря на то что мозаичисты продолжают создавать мощения в этой технике вплоть до II века до н.э..

Изобретение новых техник, настоятельная потребность в которых была вызвана появлением новых эстетических принципов, включавших необходимость соблюдать локальность цвета и определенность рисунка, относится к концу IV – началу III века до н.э.. Доподлинно неизвестно кто и где впервые расколол морской окатыш на несколько камешков кубической формы, но в самое короткое время новая техника набора из мозаичных кубиков получила распространение по всему Средиземноморью, а позднее и по всему греко-римскому миру.

Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum по исходному элементу – камешку кубической формы – tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.

В это же время, то есть примерно в III веке, зарождается еще одна техника мощения — opus sectile (опус сектиле); этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения — как церковные, так и светские. Техника «сектиле» не родственна тесселированной мозаике – это мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. «Опус сектиле» является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.

Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум), также зародившаяся в III веке до н.э., очень близка тесселированной мозаике и несомненно, является производной от нее: при сохранении общих для обеих техник принципов набора, модуль тессер почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Поскольку трудоемкость техники «вермикулатум» неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, то «эмблемы» из мелкомодульных мозаик, как правило, имели размеры менее квадратного метра. Однако в этой технике созданы масштабные произведения исключительных достоинств, датируемых концом II – началом I века до н.э. Эти мозаики наглядно демонстрируют то, как мастера-мозаичисты применяли миниатюрную технику к монументальным масштабам.

Современные мозаики являются синтезом старинных технологий и распространяют мозаичные техники на различные материалы, не только на хорошо известные с древних времен, но и на новые (такие, как керамогранит).

Напольное покрытие из мозаики может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение художественного искусства с тончайшей игрой света и тени и прекрасно выполненным узором. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому цветовому спектру.

Реально возможно воплотить в камне и смальте практически любой художественный сюжет, воспроизвести как насыщенные краски этнических рисунков, так и палитру импрессионизма. Напольная мозаика — самый заметный элемент интерьера, определяющий стиль и тональность пространства, и ассоциативно связанный с роскошью, красотой, изысканностью.

Развитие интерьерной моды в направлении минимализма и хай-тека помимо сдержанности и акцентов на функциональности внесло в современные жилые и общественные помещения нотки холодности, официальности. И не спасают от ощущения отчужденности ни подушечки с рюшами (к тому же и выглядящие откровенным ляпом), ни многочисленные аксессуары – рамочки, сувениры, игрушки, ни даже комнатные растения (в несоответствующих горшках – напрочь портят эстетику пространства). Разумеется, неплохо было бы подумать о соответствии конкретного стиля своему мироощущению заранее, но что делать, если этого не произошло?

Как изменить восприятие среды, не начиная грандиозных переделок и ремонта?

Во-первых, мозаика — более нейтральное и свободное в традициях оформления произведение искусства, чем классическая живопись. Для мозаики не обязательна багетная рама и некий антураж вокруг, как для картины или графической работы. В то же время мозаика много выразительнее и интереснее банальных постеров (часто создающих эффект временности или дешевизны). Во-вторых, мозаичное панно универсально по возможностям создания или смещения акцентов в интерьере, поскольку может быть как центральным декоративным элементом, так и фоном для других фокусных деталей. В-третьих, мозаика отлично подходит для реализации любых индивидуальных предпочтений и идей, и подчас лучше, чем любые картины на заказ или иные формы декоративного искусства.

Конструировать и разрабатывать мозаичные панно можно двумя способами. Первый из них назовем условно промышленным. Специальные компьютерные программы, используемые компаниями, специализирующимися на производстве и продаже мозаики, дают возможность сначала разложить кусочки камня или смальты на экране по практически любому эскизу, а потом уже воплотить задумку в жизнь. Любимые сюжеты подобных композиций — вариации на тему классики и античности. Спецификой таких панно обычно является раскладка без учета контурных линий рисунка.

Ручной способ заключается в выкладывании мозаики по эскизу непосредственно художником-мозаичистом с подбором элементов по цвету и форме прямо по месту. Даже при копировании одного и того же сюжета в этом случае получатся разные панно, зачастую отличающиеся не только нюансами цвета, но и общим восприятием. Техника укладки может быть различной, но обычно используется классический прием подчеркивания контурной линии гранями мозаичных элементов.

На объекте мозаики собираются или непосредственно на стене методом прямого набора, или с помощью обратного набора, требующего лишь закрепления готовых модулей.

Смальтовые мозаики и мозаики с включением камней (цветных пород и полудрагоценных камней) могут быть подвергнуты обработке поверхности с целью придания ей ровной, даже полированной гладкой поверхности. Но подчас мозаика выглядит более интересно, если поверхность элементов оставлена необработанной. Падающий свет отражается под разными углами и создает впечатление мерцания, колебаний, «живой» поверхности. Высший пилотаж, если углы заранее расчитаны и элементы выложены определенным образом с учетом не только рисунка, но и поверхностных эффектов. Игра света на такой мозаике способна создать впечатление глубины и почти трехмерности изображения.

В настенном мозаичном панно из смальты и камня, созданном непосредственно на стене, есть один недостаток — перенос панно на другое место сопряжен с кропотливой работой по демонтажу мозаики (обычно с частью основы стены или с полным разбором мозаики) и последующей сборкой на новом месте. Создание масштабных переносных панно из этих материалов затруднено значительным весом готовой композиции. Тем не менее для камерных помещений мозаичные панно вполне практичны и в виде настенных навесных картин.

Недостаток превращается в достоинство, если необходимо не просто «повесить картинку на стену», а сделать нечто большее и в то же время, возможно, менее пафосное. Буквально несколько смальтинок там и здесь создадут неповторимый облик помещения, не привлекая слишком много внимания, но определяя саму стилистику. Серия мозаичных панно — это совсем не то же самое, что картинная галерея или ряд фотографий. Это ярко, образно, неординарно. И, между прочим, если абстрактная живопись далеко не всегда воспринимается позитивно, то мозаика лишена сюжетных границ. Даже просто цветовые мозаичные пятна — уже интересны и занимательны, и при этом они совсем не обязаны быть сколь-либо высокохудожественными или несущими некий скрытый смысл.

Мозаика не была бы мозаикой, если бы не позволяла создавать яркие и не меняющие цвета со временем панно. Для помещений с высокой проходимостью, а также контактирующих с внешней средой (равно как и полностью находящихся на фасадах и наружных стенах зданий) мозаика решает ряд практических проблем по уходу и сохранению цвета и эффектности картины. Любая настенная живопись со временем требует реставрации и очищения от наслоений грязи, пыли. Подчас такая реставрация — хлопотное и бьющее по бюджету удовольствие. Мозаика засияет первозданными красками после обычного протирания влажной тряпочкой или обработки с помощью моющей техники.

Римская мозаика сохранила для нас цвета и сюжеты спустя два тысячелетия, оставшись практически единственным сохранившимся изобразительным искусством древнего мира. Может быть и от всего нашего хай-тека останутся лишь яркие мозаичные настенные панно, пронеся свет и энергетику нашего времени через тысячелетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: